Нижнее Озеро
Деревня Нижнее Озеро.
Деревня Нижнее Озеро возникла всего в пятистах метрах от деревни Канаш. Почему поселение называется именно так, хотя поблизости даже и прудом не пахнет, вызывает недоумение и у местных краеведов. Но в поисках объяснения они предлагают единственную, на их взгляд, возможную версию — озеро было. Во всяком случае, о том, что оно могло там быть, говорит огромное количество природных родников, почти не имеющих истоков. А что, если раньше эти маленькие речушки действительно сбегали в общий котлован?
Ясно одно, об озере могли знать только те, кто когда-то проходил в этих местах, пас там лошадей либо пытался обосноваться. Но к моменту прихода первых поселенцев в 1923 году их ожидали только плодородные поля и редкие перелески.
Впрочем, расстояние в полкилометра существовало только когда-то: сейчас деревни окончательно срослись, и ещё в те времена, когда они относились к Теньковскому району, рассматривались просто как две части одного населённого пункта. Хотя поначалу был образован в Нижнем Озере даже собственный колхоз - «Верный Путь», впоследствии органично вошедший в состав «Канаша». В момент «раскулачки» здесь тоже не обошлось без неприятных историй. Например, очень многодетную семью Григория Сусекина не только полностью лишили всего нажитого добра, но и выселили из дома. В результате несколько лет Сусекины вынуждены были проживать в старенькой баньке...
Народ в деревне появился из села Большие Меми точно так же , как в Канаше из Барышево. Да и сама деревня поначалу входила в состав Меминского сельсовета, выйдя из него примерно в одно время с образованием колхоза. «Верный Путь, к обиде канашцев, даже трактор получил первым, на чудо это сбежались посмотреть со всей округи. «Оседлал» его впервые колхозный тракторист Яков Громов в 1933 году.
Сеяли в «Верном пути» рожь, пшеницу, имелся общественный огород, на котором выращивали огурцы, помидоры, морковь. И всё же маленькое агропредприятие было хозяйством довольно отсталым. Почуму — сказать трудно, ведь вскоре после трактора там появились и комбайны, окончательно вытеснившие применявшихся до этого лошадей и быков. В результате и без того небольшой урожай забирала в качестве натуральной оплаты Майданская МТС, какая-то часть доставалась государству, а сами колхозники, по утверждению старожилов, обходились 200 граммами зерна за трудодень. Так было до объединения. Теперь там находятся только фермы-филиалы. Население на 90% чувашской национальности. Никаких учреждений и организаций там не расположено — как уже говорилось, нынче две деревни слились в одну.
Верхний Услон:край родной навек любимый…:научно-популярное издание/Под ред.Л.Г.Абрамова.-Казань:по городам и весям, 2001.-363с.