ИСТОРИЯ СЕЛА ЕГИДЕРЕВО
Точную дату основания села найти не удалось, но существует предание, что во времена падения Казанского ханства здесь появились служивые татары. Из летописи мы узнаем, что в 1614 году выморчные земли, то есть земли без наследников, были переданы богатому служивому татарину Егидеру Азбердиеву.
К концу семнадцатого века сюда стали переселяться русские семьи. Постепенно имя первого владельца данных земель в трансформированном виде осталось в сегодняшнем названии села.
С годами село росло за счет вырубки раскинувшихся вокруг лесов, высвобождаемые земли распахивались. Крестьяне здесь были ясочные, то есть государственные, помещика на поселении не было.
В государственном архиве найдены сведения о переписи населения для уплаты налогов государству. Так, согласно им, в Егидереве в 1763 году проживало 306 мужских душ. Женское население в те годы в учет не бралось и не подлежало переписи.
В 1843 году здесь уже 150 дворов с количеством жителей 1331 человек, женское населения к этому времени стало также учитываться. Создается приход села. В 1845 году построен деревянный храм с престолом "Вознесение Христово", по этой причине село получило еще и другое название - "Вознесенское". В храм приобрели особо почитаемую местным населением икону Божьей Матери Всех скорбящих радости.
К 1906 году Егидерево разрослось до 360 крестьянских дворов, была открыта земская начальная школа. В этом же году началась столыпинская земельная реформа. Из Свияжского земства приехал чиновник с целью провести перепись и учет всех земель, принадлежащих крестьянам. Неизвестно по какой причине крестьяне согласились продать часть земли чиновнику из Санкт-Петербурга. По одной из версий они это сделали для того, чтобы вырученные от продажи земель деньги использовать на строительстве новой кирпичной церкви, которую к тому времени начали уже возводить. Эти земли располагались от улицы Кокузы до Бобыльского и до улицы Козловка, сюда же полностью входила вся Лукотка. Барин, как это было принято, здесь не появлялся, а прислал своего управляющего по фамилии Дадакин.
Около речки Шаратки был построен большой дом, посажен сад. Вода к дому шла по трубам из Винного родника.
Почему этот родник так называется? На северной окраине села был построен государственный винный магазин, в народе он получил название "казенка". В те времена ни одна торговая частная лавка не имела права торговать спиртными напитками. Лавочников, не выполнявших этот закон, строго наказывали. Винный магазин обеспечивал водкой все близлежащие населенные пункты.
В больших крестьянских семьях хлеба, как правило, не хватало, особенно в тех семьях, в которых было много крестьян женского пола - в то далекое время на женщин земли не выделялись. Чтобы прокормить семью, хозяин вынужден был идти в наем к управляющему Дадакину, который платил за рабочий день хлебом, но гораздо дешевле, чем работа стоила. Дадакин был опытным и знающим хозяином, его личные земли, а это более ста гектаров, давали хороший урожай. Не скупился он на благотворительность. Моя мать рассказывала, что когда из Свияжска "святые отцы" шли крестным ходом по селам, то народ из Егидерева шел в Коргузу и на его пути Дадакин ставил столы с угощениями и кормил всех немощных и церковных людей. Часто выделял он деньги на нужды церкви.
Деревянная церковь со временем покосилась и стала приходить в ветхое состояние, правда, простояла она до 1946 года. На сходе все чаще стали слышны разговоры о строительстве большой кирпичной церкви, вопрос был в одном - где взять на это средства? И все же эта мысль не покидала егидеревцев. Был создан строительный комитет из крестьян, куда вошли в роли председателя Александр Сомов и в роли членов Константин Соловьев, Александр Кудрявцев, Андрей Федотов, Иван Богонин, Иван Савосин, Степан Хуртин. Крестьяне стали вносить в кассу комитета свои пожертвования.
Типовой проект храма привез архитектор Казанского губернского управления по строительству церквей Петр Михайлович Тюфилин. Данный проект понравился членам строительного комитета. Подобный архитектурный стиль был распространен в российской провинции в конце XIX - начале XX века. Главное внимание уделялось декоративным мотивам и формам древнерусского искусства.
На северной окраине села было построено шесть сараев по изготовлению кирпича. Батюшка церкви Иван Михайлович Савосин лично возглавил бригаду по изготовлению станков и форм. Строительство церкви было не легким делом. Началось оно 4 мая 1906 года. Архитектор привез мастеров из Казани. Место было выбрано на горе недалеко от старого деревянного храма.
Каждая крестьянская семья согласно твердому распорядку строительного комитета и указанию старосты села участвовала в строительстве церкви. Люди носили кирпич, ставили строительные леса.
Сильно уставали, а ведь вечером дома их еще ждало личное хозяйство. Церковь строилась из своего егидеревского кирпича. В 1908 году строительство приостановилось из-за отсутствия средств. В апреле 1913 года было собрано 8 тысяч рублей общинных денег и еще 4 тысячи рублей составили пожертвования сельчан. В январе 1916 года внешняя постройка церкви была закончена, установлены кресты и шесть медных колоколов. Самый большой колокол весил 151 пуд и 3 фунта. В 1917 году была завершена внутренняя отделка церкви, установлен иконостас. Освятили храм в 1918 году. Старостой села в то время был Иван Якимович Евстафьев. Позднее, в 1923 году была построена деревянная трехлетняя школа.
В селе были середняки, которые имели маслобойки. Первым был Тихон Зеленов, у него маслобойка находилась у пеки Шаратки у Васяткина моста. Население покупало у него конопляное масло. В селе было несколько торговых лавок. Большая лавка была у Пимашихи. Также было шесть ветряных мельниц - у Хуртиных, Шадровых, Барановых, Сабуровых, Тихановых и Царевых.
В центре села жила семья Дмитрия Никитина, у него было четыре сына и две дочери. Сыновьям отец дал хорошее воспитание. Первый сын Иван был избран председателем колхоза в Коргузе. Там он проработал семь лет, снискал у колхозников уважении авторитет, а в 1940 году возглавил Камско-Устьинский район. Алексей был секретарем райкома Кайбицкого района, а в 1966 году был избран председателем Верхнеуслонского райисполкома. Григорий всю жизнь проработал механиком Майданской МТС, а потом - совхоза "Приволжский". Василий - первый комбайнер в селе, погиб под Сталинградом.
В селе уважали семью Александра Сомова, который также вырастил хороших сыновей. Так, Тимофей в 1950- 1954 годах возглавлял политотдел Майданской МТС. Его организаторские способности проявились во всей широте и он был избран председателем райисполкома Камско-Устьинского района. Василий был лучшим плотником села, во дворе дома открыл свой столярный цех, изготавливал рамы и другие изделия, которые ценились жителями села.
Большим уважением односельчан пользовалась семья Приказчиковых. В 1925 году, когда волостное управление из села Ивановское перевели в Макулово, Ефим Приказчиков был избран секретарем волости. Степан был лучшим трактористом колхоза "Пятилетка", а его сын Николай - передовым шофером, в 1960 году он стал заведующим гаражом совхоза "Коргузинский".
В 1914 году на фронт первой мировой войны из Егидерева было призвано более 40 человек. Если в семье было два брата, то один из них должен был обязательно идти в солдаты. Кто именно - решал отец. Многие на фронте отличились. Так, Семен Николаевич Никулин за храбрость был награжден двумя Георгиевскими крестами. Интересно сложилась его дальнейшая судьба. В 1917 году он командовал полком, был направлен в Литву на усмирение народных волнений, в 1922 году там же погиб и захоронен в литовской земле. Григорий Егорченков прибыл с фронта в форме гусара и с крестом на груди. Несколько егидеревцев были награждены медалями.
После гражданской войны наступили не менее тяжелые времена, причиной тому послужила засуха, которая грянула в 1921 году, вызвавшая неурожай. В этот год дождя не было с ранней весны до 5 августа. Яровые культуры (пшеница, овес, горох) полностью погибли, ржи с каждого загона крестьяне собрали от пяти до десяти снопов, да и то колос был очень мелкий. Начался голод, скота на подворьях осталась четвертая часть. Добавились болезни, самой свирепой из которых был тиф. Из села мужчины стали уходить на заработки в Казань, Рыбинск и другие города. Возвращались не все. Ивана Тихонова, к примеру, дома так и не дождались - умер на чужой стороне. Смертей в тот черный год было много. Точных данных о количестве умерших найти не удалось, да и кто тогда вел учет.
Только с 1923 года в селе стали появляться железные плуги, бороны и другой инвентарь, которое выдавало селянам новое советское государство в кредит в связи с новой экономической политикой. Благодаря этому с 1925 года крестьяне стали получать с земли относительно неплохие урожаи. Именно в ту пору появились середняки, которые стали продавать хлеб и скотину. Жизнь стала налаживаться, но новые испытания ждали крестьян. Они стали давать о себе знать с 1928 года, когда поменялась государственная политика в отношении села: на смену НЭПу пришла коллективизация, на основании которой частные хозяйства должны были объединяться в колхозы.
В 1927 году в селе создается партийная ячейка, в которую вошли Григорий Стрижов, Яков Стрижов, Иван Шадров.
В марте 1929 года в селе состоялось бурное собрание. Приехавший из района представитель говорил, что наиболее сознательные крестьяне должны объединиться в коллективное хозяйство. Первыми записались в колхоз коммунисты братья Стриженовы, Иван Шадров, Евгений Листвин. Образовавшийся колхоз назвали "Пятилетка", председателем избрали Александра Моисеева. Ежедневно список членов колхоза увеличивался, но не все смирились с новой политикой. Одна часть несогласных с ней стала продавать свои хозяйства и уезжать из села, другая - создавать на стороне новые поселки. Так, например, появились поселки "Рассвет" и "Черный пень". О втором хотелось бы рассказать подробнее.
В 1929 году сюда из Егидерева переселились 35 крестьянских хозяйств, среди которых были Царевы, Хуртины и другие. В первую очередь привезли из села ветряную мельницу Царевых. Глава семейства Павел Лукоянович Царев собрал ее, запустил и стал обеспечивать крестьян мукой. Многие семьи посадили плодовые сады, а когда в 1931 году здесь образовался колхоз имени Максима Горького, то разбили и колхозный сад площадью два гектара.
Откуда пошло название поселка - "Черный пень"? Недалеко от большого егидеревского леса в сторону Больших Мемей есть дол под названием "Попов дол". В нем имеется большой родник, рядом с которым росла ветла толщиной, как вспоминали старожилы, в три обхвата. Вверху ветла разветвлялась на несколько отдельных стволов. Однажды ее спилили, а толстый пень оставили. Весной пастухи обложили его сухими сучьями и подожгли. Пень не сгорел, а только обуглился. В таком виде он простоял несколько десятилетий.
Постепенно жизнь в Егидереве нормализовалась. Была открыта изба-читальня, размещалась она в доме Ивана Гущенкова. В ней по вечерам собиралось много народа. Заведовал ею молодой энергичный человек по имени Роман, присланный из города с курсов культпросветработников.
Вскоре колхоз получил из района тракторы марки "Универсал "Фарзон" и "Нати". Первыми трактористами стали Леонид Сомов и Михаил Шеенков. С появлением техники в селе стали происходить большие изменения, так как она значительно облегчила крестьянский труд.
К 1930 году в колхоз "Пятилетка" входило уже более 60 хозяйств. Колхозные земли занимали большую территорию: от Егидерева до Больших Мемей на севере и до Дадакина поля - на западе. Расширялось колхозное производство. Появились в колхозе еще трактора, трактористами стали Егор Кувшинов, Андрей Бабаев, Степан Приказчиков, Василий Шадров, Василий Иванов. Первым комбайнером стал Василий Никитин. Все они окончили курсы механизаторов при Майданской МТС. Первым шофером стал Иван Егорченков, он "пригнал" из района первую "полуторку".
Не отставали от мужчин и женщины. Передовиками среди женщин-колхозниц стали Дарья Кувшинова, Анастасия Бабаева, Анастасия Приказчикова, Ксения Бабаева.
Однако не все крестьяне вступали в колхоз. Началось раскулачивание, под которое, в основном, попадали крепкие середняцкие хозяйства. Сначала раскулачили хозяйства Петра Заботина, Михаила Сомова, Михаила Хуртина, Барановых, Ивана Лаврова, а семьи выселили в Магнитогорск. Затем грянула вторая волна раскулачивания. Всего пострадало 28 семей. Все их имущество продавалось на торгах. Вырученные деньги должны были поступать в колхозную кассу, но, по свидетельству очевидцев, на самом деле пропивались.
Всю власть на селе осуществляли председатель колхоза, секретарь партийной ячейки, потом к ним присоединился председатель сельского Совета. В течение десяти лет колхозом руководил Александр Моисеев. В 1939 году на его место избрали жителя Коргузы Ивана Андриановича Макаров (брат генерала Макарова). Председательствовал на селе в те годы Николай Бугорков.
Тридцатые годы отмечены массовым глумлением над православной верой, именно на них приходится подавляющее количество закрытых церквей. Так, в Коргузе колокола с церкви сняли в 1931 году. Эту "заслугу" стоит приписать председателю сельсовета Андрею Ефимовичу Сычеву, секретарю партийной ячейки Петру Додонову и председателю колхоза Федору Ивановичу Афанасьеву, которые были очень увлечены коммунистическими идеалами и грезили о мировой революции.
Егидеревская церковь была закрыта позже, в 1936 году. Руководящий триумвират села оттягивал, как мог, этот вандализм, но не мог устоять перед напором райисполкома, который настойчиво требовал снятия церковных колокол, мотивируя это тем, что колокольный звон якобы вносит нарушения в трудовую дисциплину колхозников, отрицательно отражается на сельскохозяйственных работах.
Псаломщик церкви Иван Евстафьев во время разорения церкви спрятал несколько икон, серебряный крест и церковные книги. В 1945 году во дворе своего хозяйства, в каменной колдове, он открыл свою церковь. Власти не раз ее закрывали, но Евстафьев был настойчивым мужиком и продолжал проводить службы. Надо сказать, что в те годы основными прихожанами являлись, в основном, люди пожилого возраста - именно они ходили на службу, в том числе и из Коргузы, крестили детей.
Переломить сознание верующих людей было для власти непростым делом. Так, Теньковский райисполком даже пошел на уступки егидеревцам и разрешил в праздник Скорбящей Богородицы крестный ход с иконой по домам верующих с 3 по 5 ноября 1937 года. Однако такие послабления были исключением из религиозной политики советской власти.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину. Кончилась мирная жизнь. Впереди - годы тяжелейших испытаний. В первые месяцы войны Егидерево обезлюдело: более ста мужчин в возрасте от двадцати до сорока лет были призваны в Красную Армию. Через год в селе не осталось и пятидесятилетних мужчин. Казалось, что без сильных мужских рук развалится колхоз, но этого не произошло. Проявили себя женщины, взвалив все заботы на свои хрупкие плечи. Постепенно колхоз лишился всех тракторов и грузовиков, вся техника была мобилизована на фронт. Ее заменила живая тягловая сила - быки и коровы. Так произошла перестройка всего уклада жизни.
В октябре 1941 года женщины и подростки 16-17 лет были мобилизованы на рытье окопов в Апастовский район. Работали в течение всего светового дня, основными орудиями труда были лом, кирка, лопата. Стояли сорокаградусные морозы, плохая одежда мало спасала от них. Многие обмораживали руки, лицо. Скудную еду привозили из колхоза, но она не могла восполнить потери организма от тяжелой изнурительной работы. Жили в домах, но спали на полу, одежду сушить было негде. Хозяйки пускали погреться на печку только по два человека. Окопная эпопея закончилась лишь в феврале 1942 года.
Все трактористы-мужчины ушли на фронт, заменили их женщины. При Майданской МТС создаются двухмесячные курсы по подготовке трактористов из числа девушек. Из села отправились на учебу Александра Бабаева, Федосья Полякова, Антонина Бабаева, Мария Иванова, Зинаида Бабаева и другие. Принимая их на курсы, директор МТС Булатов напутствовал: "На вас, девчата, ложится основная тяжесть по выращиванию хлеба для фронта". Уже следующей весной все девушки работали в поле, за ними закрепили бригадира-механика Иванова. Работа для женских рук была необычной и тяжелой. Трудились в две смены - и днем, и ночью. Кормили скудно: 500 грамм хлеба, пол-литра молока и чечевичная каша.
Трудно было в годы войны, но самое страшное - это приходящие с фронта похоронки. В буквальном смысле стонало все село. Все выжидали: в чей следующий дом придет беда. Беда приходила практически в каждую семью, не щадила никого.
Сколько егидеревцев сложили свои головы на полях сражений - точно не известно, как уже предались забвению и многие фамилии односельчан, вернувшихся домой с победой. Восстановить списки и тех, и других взялась заведующая клубом Любовь Бугоркова. Есть необходимость в восстановлении справедливости и в другом вопросе. Обелиски и памятники павшим возводились в центральных усадьбах хозяйств. Например, памятник есть в Коргузе, а в Егедереве, бывшим отделением совхоза, его нет. А между тем перед войной в селе было, как говорят старожилы, более трехсот дворов. Несложно примерно подсчитать количество погибших - оно немалое. Получается, что их имена нигде не увековечены, память о них может оборваться, ведь очевидцев тех лет становится все меньше.
На фронт уходили несколько человек из одной семьи. Так, братья Иван и Петр Хуртины ушли на фронт один за другим в первый год войны. Воевали храбро, и надо же такому случиться, что уже в конце войны встретились в Германии на Эльбе, где соединились два фронта. Гвардии капитан Иван Хуртин воевал в составе 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Г.Жукова. Гвардии старшина Петр Хуртин сражался на 2-ом Белорусском фронте, которым командовал маршал К.Рокоссовский.
В послевоенные годы жизненный уровень колхозников был низким: сельскохозяйственное производство резко упало, многие поля заросли лебедой и полынью. Колесные трактора обрабатывать поля не успевали. В итоге урожайность зерновых культур составляла 5-7 центнеров с гектара. Председателем колхоза "Пятилетка" в ту пору был коргузинец Михаил Семенович Гатилов, а председателем сельского Совета - майданец Рахчеев.
На плечи колхозников легло бремя налогов. С каждого двора нужно было сдать государству 250 литров молока, 100 яиц, 40 кг. мяса, два центнера картофеля. Да еще "душили" ежегодные займы на восстановление промышленности.
Шли годы, и жизнь постепенно стала улучшаться. В 1950 году вновь в селе появились гусеничные трактора марки "ДТ". За их рычаги сели вернувшиеся с войны мужчины.
В 1953 году председателем колхоза был избран Обыденнов, живший и работающий до этого в Казани. Он был хорошим организатором производства. Сумел заинтересовать колхозников в получении высоких результатов труда. Колхоз пошел в гору. Он стал выполнять все государственные планы, а колхозники начали получать на трудодни хлеб. В 1956 году в колхозе была построена своя пекарня. Появилась дизельная электростанция, обеспечивающая дома колхозников светом.
Более подробно следует рассказать о школе и учителях. Еще в 1929 году в начальную школу приехала новая учительница Татьяна Захаровна Мельникова. В селе она пользовалась большим уважением. Вышла замуж за Степана Ивановича Тиханова. В семье родились два сына и две дочери. Позже приехали работать в школу ее брат Илья и сестра Неля, ставшая первой учительницей в поселке Черный пень, а затем долгие годы проработавшая в егидеревском клубе. В 1949 году в Егидерево приехал Иван Дмитриевич Зобнев, обзавелся семьей и многие годы работал учителем в Коргузинской школе, ежедневно ходил на работу пешком. Последние годы своей жизни он преподавал в Егидеревской школе. На протяжении десяти лет был секретарем местной партийной организации.
В 1968 году в Егидерево был построен новый кирпичный клуб. В этом заслуга директора совхоза "Коргузинский" Валентина Дмитриевича Темникова. Годом позже распахнула свои двери новая кирпичная школа, а в ее строительстве заслуга принадлежит земляку Алексею Дмитриевичу Никитину, работающему в те годы председателем райисполкома.
Когда на базе Майданской МТС организовался совхоз "Приволжский", Егидерево стало его отделением под номером 2. Первым управляющим стал Степан Иванович Тиханов. Интересна судьба этого человека. До войны он работал секретарем сельского Совета, с фронта вернулся домой раненый и долго болел. В 1947 году поступил учиться в республиканскую двухгодичную партийную школу при обкоме партии. В 1950-1953 г.г. работал заместителем председателя райисполкома на Высокой Горе, потом - в Теньковском райисполкоме. Егидеревцы его уважали, но, к сожалению, в 1963 году он скончался.
С 1963 года по 1985-ый управляющим отделением, позже уже совхоза "Коргузинский", работал Сергей Павлович Царев. С войны он вернулся только в 1950 году, отслужив в армии семь лет. Начинал трактористом, был комбайнером, механиком. Все свои силы отдавал производству. Это в его бытность управляющим отделением Егидеревская свиноферма, которой заведовала Антонина Николаевна Назарова, являлась лучшей в районе.
Егидерево славится своими тружениками. Так, механизаторы Василий Семенович Бабаев, Сергей Иванович Сомов, Михаил Михайлович Царев первыми в районе внедрили механизированную косовицу гороха - на смену ручной косе пришел комбайн. В.С.Бабаев награжден орденами "Знак Почета", "Октябрьской революции", он первый в селе был удостоен звания "Заслуженный механизатор". В его бытность механиком отделения, уже в последние годы его трудовой деятельности, благодаря его энтузиазму и при его непосредственном участии в отделении была построена мастерская, до этого ее здесь не было вообще.
Долгие годы работал механиком Иван Васильевич Иванов. Ивановы - дед Василий, сын Иван и его дети - потомственная семья механизаторов.
Михаил Андреевич Бугорков на протяжении многих лет был бессменным продавцом в местном магазине.
Девяностые годы прошлого столетия отмечены бурным строительством. Прежде всего, это связано с тем, что Егидеревское отделение перешло под крыло Домостроительного комбината Казани в виде его подсобного хозяйства. У нового хозяина были серьезные намерения, обещавшие егидеревцам хорошую жизнь. Так, в 1993 году построена контора, где разместился и фельдшерско-акушерский пункт. Примерно в то же время возведено семь панельных домов для рабочих, новый свинокомплекс и коровник. В 1995 году было поднято земляное дорожное полотно от Егидерева до Коргузы. Потом оказалось, что сельскохозяйственное производство - это не такое уж и прибыльное дело и предприятие его бросило.
В настоящее время Егидерево входит в состав предприятия "Заря" ЗАО "Татплодоовощпром".
На те же девяностые годы приходится начало работ по восстановлению Егидеревской церкви. Инициатором этого святого дела стал Николай Михайлович Верхунов. Родом он из деревни Казыльяры, но всю жизнь прожил в Казани. На склоне лет взялся за сложное дело, постепенно восстановительные работы продвигались вперед. Конечно же, была колоссальная поддержка со стороны руководства района. Помогали, как говорится, всем миром. С "живыми" деньгами в то время было сложно, поэтому нередко хозяйства сдавали зерно в счет восстановления храма, выделяли мясо и другие продукты для кормления бригады рабочих. Львиная доля помощи, конечно же, лежит на совхозе "Коргузинский", директором которого в те годы был Николай Леонидович Титов. В 1997 году в церкви состоялась первая служба. Сейчас богослужения проходят по выходным и праздничным дням. Своего священника в селе нет, так как приход сравнительно небольшой.
Разрушительный процесс, прокатившийся по всей стране, не обошел стороной и Егидерево. Перспектива села неутешительная, но надо верить, что оно не пропадет с годами бесследно, как это случилось со многими населенными пунктами.