Портал муниципальных образований Верхний Услон

пос.Октябрьский

История бывшего хутора.

 

        Когда-то земли поселка Октябрьский, как и он сам, были выделены местной барыней маркизой Паулуччи в надел своему сыну Александру. А потом находящийся здесь хутор так и назвали – Александрийским, были на нем пекарни, телятники, конным двор с десятком породистых лошадей. Когда барчук приказал долго жить, территория отошла к следующей наследнице - Елизавете. Память народная на подобные вещи крепка, и потому некоторые старики до сих пор кличут поселок Октябрьский "Елизаветкой". Назывался он хутором. Руководили этим хозяйством управляющий: Винокуров Александр Петрович, зоотехник Золотов Иван Иванович, агроном Орлов Евгений Васильевич.

        Старожилы помнят родной поселок с 1929 года. Но истинных старожилов здесь мало, потому что превращение хутора в довольно крупный по здешним меркам, поселок, насчитывающий ныне 454 жителя и 137 домохозяйств, началось все-таки при Советской власти. Именно при ней здесь появился первый колхоз, в последующем развившийся в приличное государственное сельскохозяйственное предприятие. Для предприятия этого требовалось все большее и большее количество рабочих рук, обеспечить наличие которых маленький хуторок, естественно, не мог. Поэтому с Сухой Реки стали привозить и собирать уже на месте сборные дома-срубы барачного типа. В бараках были обустроены крохотные клетушки, в которых ютились новоприбывшие семьи - по два, три, четыре человека. Жили, в общем, как в муравейнике.

- Но в обиде никто не был, - вспоминает Владимир Махнин, бывший в ту далекую пору бригадиром животноводов, а потом на протяжении тридцати пяти лет - начальником поселкового отделения связи. – Ведь особенно много поселенцев прибыло перед войной и в войну. Тогда, понятное дело, время было голодное, на городских предприятиях кормили народ из рук вон плохо, а здесь не только исправно давали паек, но была еще и своя столовая. Мы же тогда были подсобным хозяйством сорокового порохового завода, ставшего потом объединением имени Ленина. Нам оттуда часто людей присылали в помощь целыми семьями, и многие здесь так и оседали…

Сам Владимир Сергеевич прибыл из села Макулово в 1944-м, после того, как его отец-фронтовик, комиссованный после тяжелого ранения («В спине была дыра размером с яблоко»), получил за отработанный сезон в тамошнем колхозе «Знамя Ленина» всего пуд ржи. Прокормить этим большую семью, было разумеется, совершенно невозможно, и Махнины «эмигрировали» на «Пролетарский сороковик», как в честь шефствующего завода именовали Октябрьское поселковое хозяйство.

-Да, хозяйство очень крепкое, крупное было, - продолжает отставной почтовой начальник.

-Первый-то трактор тут еще при базах появился - паровой, работал на дровах. Говорят, смеялись над ним местные. А к войне уже и тракторов приличное количество было, девять колесных и один гусеничный (последний, правда, редко работал - запчастей было не достать), да и вообще тогдашний директор Тихон Никифоров все на широкую ногу поставил. Был свой птичий двор, овчарня, крольчатник, три свинарника, мельница, большие сады. А какой урожай смородины и крыжовника, виктории и малины, картофеля и капусты собирали! Директор, кстати, был человеком суровым, но отнюдь не жестоким, отходчивым. Когда капусту солили для фронта и города, он разрешал выдавать ее и самим работникам, так же, как муку и крупу.

Понимал,что от голодного колхозника хорошей производительности не дождешься.

Между прочим, директора Никифорова в 37-м посадили, но вот уж пример редкой и счастливой судьбы - каким-то непонятным образом ему удалось доказать деятелям НКВД свою полную невиновность и непричастность к антисоветчине, которую ему «шили». Никифорова не только освободили из-под стражи спустя два года, но даже восстановили в прежней должности. После Великой Отечественной войны этот патриот колхозного дела изыскал ресурсы для обустройства в Октябрьском рыбных прудов - выкопали, запустили туда привезенных мальков. Жаль, что после смены руководства пруды были заброшены, постепенно высохли. На их месте построили баню, переделанную вскоре под коммуналку в виду увеличивающегося количества приезжающих. Разместилось в бывшей баньке одиннадцать квартир!.

Конечно, славен был «сороковик» из Октябрьского не одними директорами. С тридцатых годов постоянно росли здесь и урожаи, и надои. По четыре тонны молока с каждой коровы при ручной дойке умудрялась получать знаменитая на всю республику доярка Тайбия Султанова. Под стать ей были и помощницы - Полина Баландина, Евдокия Бойцова (орденоносец, участник довоенной выставки ВДНХ в Москве), Анастасия Спиридонова, заведующая фермой Екатерина Куликова.

На фронт в сорок первом ушли из поселка более тридцати мужчин, назад же возвратились очень не многие: Иван Бойцов, Григорий Горохов, Минвали Якупов и еще несколько человек. Зато активно взялись за дело и скоро прославились своим трудом многие из новоприбывших - телятник Алексей Липатов, скотники Сергей Маслов и Петр Нефедов, механизаторы Георгий Батманов и Константин Федотов, тракторист Алексей Ерошин, разнорабочий Василий Чертов.

Уже перед самым «осовхоживанием» привезли в хозяйство комбинированный сварочный аппарат, установили в кузнице. Осваивать его взялись молотобоец Игнатий Бочкарев и кузнец Николай Ерошин под руководством профессионального сварщика Василия Толокнова. Освоили в рекордные сроки и вскоре уже самостоятельно обеспечивали все потребности поселка в ремонте и восстановлении техники, бытовых коммуникаций. Смену себе подготовили заранее, из собственных сыновей. Вообще такая практика здесь в ходу - по стопам матери, заслуженной доярки Галины Зеленовой, пошла ее дочь Татьяна, дочь Анастасии Жильцовой - Люба охотно сменила мать у доильного аппарата…

А еще собирались строить в поселке кирпичный завод на месте бывшего барского сада и окружавших его роскошных липовых аллей. Уже и смета была готова, и черновой план застройки, да возмутилось, здешнее население - уж больно красивые аллеи были. И не только местные возмущались - «Советская Татария» тогда корреспондента прислала, приличных размеров статью напечатала. Эффект был - прилетел сам председатель республиканского СовМина, строительство завода отменил, планы перечеркнул. Только ненадолго спасло это обустроенный уголок природы. В первые годы перестройки, когда всё судорожно, суматошно начали продавать и покупать, возвели тут новые хозяева жизни свои дачи, и теперь от аллеи только несколько деревьев и осталось.

        Время шло… В 1985 году в связи с упразднением Матюшинского сельского совета народных депутатов образован Октябрьский сельский совет народных депутатов, в состав которого вошли следующие населенные пункты: пос. Октябрьский, с. Матюшино, с. Ключищи и с. Янга-Болгар.

        В 1995 году Октябрьский сельский совет народных депутатов был переименован в Октябрьский совет местного самоуправления.

        В октябре 2005 года Совет местного самоуправления переименован и имеет официальное название Октябрьское сельское поселение Верхнеуслонского муниципального района.