Коргуза
Коргуза
Юрты бая с именем Каря-гузи стояли в незапамятные времена, сотни лет назад, там, где располагается ныне село Коргуза. Жил Каря-гузя (переводится, как «жадный», «скряга») со своим окружением возле небольшого родника, что бьёт из под земли и сейчас, и горя не ведал. На север, запад и восток простирался необъятный дубовый лес, а с южной стороны находилось поле, где байские работники растили хлеб.
С началом разинского восстания в Поволжье покой был нарушен: разрозненные отряды восставших, группы безземельных крестьян ещё долго после подавления бунта бродили по окрестным лесам, не давая житья встречным помещикам. Опасаясь расправы, Каря-гузя покинул обжитые места и переселился в более защищённую Казань, а в его угодьях поселились мужики и привезли сюда свои семьи. Так началась Коргуза.
…Село прошло все вехи большого пути: красно-белую войну, голод в Поволжье, повальную коллективизацию. Как и в других деревнях, была разграблена церковь, чьё строительство незадолго до этого отняло много сил и средств у сельчан.
Одним из первых в районе в 1928 году был основан здесь колхоз «Первомайский». Основан всего двенадцатью сельчанами, чьи имена хранятся в памяти старожилов и до сих пор: Сычевы Михаил, Андрей,Александр и Спиридон, Грачёв Григорий,Гурьянов Николай,Додонов Пётр, Полыскаловы Михаил и Прокофий, Минеечев Иван и Афанасьев Фёдор. Последний стал председателем образованного общественного хозяйства. Землю для него выделили от Палихи до Клевой горы, вдоль Вощаного оврага. Одновременно началась «раскулачка». Под тяжёлую руку коллективизаторов попали два работящих семейства Киндиновых(они и сейчас живут в Сибири); Степан Раков, чей дом приспособили под правление колхоза; Осип Осянин с сыновьями. А Иван Грачёв, Иван Бочков, Михаил Котков и ещё двое Раковых – Михаил и Дмитрий, Александр Карасёв были и вовсе осуждены, некоторые из них ещё долго строили потом махину Беломорканала. На сходе был насмерть забит Николай Тювин.
… На фронт из Коргузы ушли 170 человек. 158 из них не вернулись назад. Оставшиеся женщины и подростки рыли окопы в Апастовском районе и работали на полях. Однако почти весь выращенный хлеб отправляли на фронт и в селе лютовал голод. Рассказывают, как член правления колхоза Елена Гужова работала возчиком и грузчиком, возила снопы к скирдам. Она не знала ни обеда, ни ужина, хотя имела маленького ребёнка. Умерла Гужова на работе, от истощения. Другие женщины-солдатки две военные весны приносили на своих плечах семенной материал из конторы Заготзерно в Красновидово.
Спасти же ситуацию на полях могли только трактора, простаивавшие из-за призыва на фронт трактористов. Партийная организация Коргузы постановила направить на двухмесячные курсы в Майданскую МТС четырнадцать девушек- Марию Аверину, Анну Афанасьеву, Анастасию Грачёву, Надежду Гурину, Марию Карасёву, Анну Калентьеву, Наталью Плохову, Прасковью и Евдокию Раковых, Пелагею Сычёву, Анну Сафронову, Ольгу и Нину Сухановых и Екатерину Шемуранову. Девушки выучились и вернулись.
Тут-то и оказалось, что даже наличие трактористок вряд ли решает проблему: колёсные СТЗ стояли разбитыми, запасных частей не было, прохудившиеся радиаторы текли, и добавлять в них воду приходилось на каждом конце поля. То и дело появлялся на полях красный флажок - этим условным сигналом отчаившиеся девушки подзывали на помощь бригадира Якова Осянина, не взятого на войну по состоянию здоровья. Под его руководством в селе была открыта собственная ремонтная мастерская. Война привела к огромному сокращению рабочей силы, а возвратившихся ждали разрушенная материальная база, заброшенные пахотные земли, засуха и голод 1946 года.
В Коргузе тогда было два колхоза - «Октябрьский», где председательствовал вернувшийся с фронта танкист Прохор Осянин, и «Первомайский» под руководством Павла Ракова. Правление первого находилось в долине речки Шаратки. Там же, в каменных постройках, был скотный двор с пятнадцатью уцелевшими коровами. Правление другого располагалось на центральной улице села, в доме самого председателя. Однако в 1950 году колхозы были объединены в один, а спустя семь лет совместно переданы майданскому совхозу в качестве филиала.
Тогда же в Коргузу пришло электричество. Свет подавался первое время только в шесть вечера и отключался в одиннадцать до тех пор, пока в здании церкви не запустили более мощную установку. А в 1962-м село подключили к единой государственной сети.
1 января 1966 года был создан совхоз «Коргузинский» с тремя отделениями - непосредственно в Коргузе, в Егидереве и Патрикееве. Первым директором стал Валентин Дмитриевич Темников, имеющий высшее сельскохозяйственное образование ( многие руководители в то время не имели даже среднего специального).
В тот период совхоз благодаря большой государственной поддержке, смог сам оказать помощь породившему его селу. Развернулось большое строительство: в 1969 году были построены двухэтажный кирпичный шестнадцатиквартирный дом, Дом культуры, контора совхоза, два магазина, почта и узел связи, заложена новая школа и, наконец, проведён водопровод.
Сегодня в селе имеются все блага цивилизации: детский сад, хорошая библиотека, вместительный каменный Дом культуры, и конечно же, школа.
Верхний Услон:край родной навек любимый…:научно-популярное издание/Под ред.Л.Г.Абрамова.-Казань:по городам и весям, 2001.-363с.