д.Бакча -Сарай
ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ БАКЧА-САРАЙ
Известно, что после разгрома Казанского ханства и гибели многих его жителей были приняты меры для подавления продолжавшегося сопротивления местного населения и в первую очередь - татар. Одной из таких мер стал запрет на татарские поселения около Казани и по берегам Волги. Цветущие татарские села, расположенные по обоим берегам Волги и близ Казани, были уничтожены и частично заселены русскими крестьянами – крепостными. В обстоятельном справочнике «Приволжские города и селения в Казанской губернии», изданном в Казани в 1892 году, отмечено, что ни в одном селе по обоим берегам реки от Свияжска до Тетюш не проживало ни одного татарина. Всего несколько деревень сохранили свои старые названия, большинство же было переименовано.
В начале 20-х годов правительство Татарстана, возглавляемое в то время К.Мухтаровым и главным идеологом татарского возрождения в рамках советских и партийных законов Г.Мансуровым, принимает ряд решений по восстановлению татарской культуры и «возвращению исторического долга». Одним из первых шагов стала попытка возвращения в ближнее Приказанье и на берега Волги татарского населения. Учитывая, что удобные места были уже заняты и земля распределена, предусматривалось выделение пустошей и ненаселенных мест. Эту акцию начал нарком земледелия Юнус Валидов. Именно тогда на карте республики появились названия сел Кызыл Байрак, Янга Болгар, Чингиз Нариман, Бакча-Сарай и др. Заселение проводилось в основном семьями малоземельных крестьян из близлежащих волостей и уездов.
Многим казанцам известно название «Бакча-Сарай»- небольшая группа домиков, окруженных садами на крутом берегу Волги, между Матюшино и Ташевкой. Место живописное, и раньше, когда не было еще такого массового строительства дач и садов, уже с зимы не было отбоя от казанцев, желающих снять комнаты для летнего отдыха.
Хаят апа единственный в деревне человек, который не только помнит историю ее создания в 1925 году, но и, это удивительно - сама была в числе 8 человек, первыми пришедших на этот пустынный тогда берег.
Бабушка Хаят
Когда в деревню Абыз-аул Камско - Устьинского района из волисполкома пришла весть, что малоземельным и многодетным семьям выделяется земля на Волге около Казани, желающих было не так уж много.
В числе решившихся на переезд 7 семей из двух деревень Янга-Сала и Шапкино Камско-Устьинского района были и Каримовы - Ярулла и старший сын Гали. Отец Хаят апы Ярулла сказал 15 летней дочери: «Если не боишься, то едем с нами, а мама и остальные дети пока останутся здесь». Так Хаят стала первой женщиной будущего аула. Ехали на место два дня. Место действительно живописное, крутой берег, заросший орешником и ежевикой, недалеко лес чуть выше по реке виден высокий храм села Ключищи, а вдали в дымке проглядывает Казань. А напротив необъятные заливные луга и матюшинские леса.
Семья Каримовых, 1936 год
Каримов Ярулла
Хаят, 1939 год
В начале жили в землянках. Первый дом привезли из деревни, а следующие рубили уже на месте. Хаят готовила немудреную пищу для всех. Взрослые хвалили: «Булган - кыз- бэхетле булырсын». Через несколько дней спохватились: – А где же мы живем? Как назвать новый аул? После работы сидели и обдумывали название. Тогда была мода на революционные или связанные с революцией названия. И вот Хаят неожиданно для взрослых вмешалась в разговор: «Сами ведь говорите - без сада нет уюта в деревне, и яблони собираетесь сажать, и малину и смородину». Тогда Гали Каримов и сказал: «Пусть будет наше место Бакча-Сарай» - Садовый дворец, или, попроще, дома в садах. Всем понравилось. На том и порешили. И в заявке в волисполком на семена и ссуду подписались: «жители аула Бакча-Сарай». Вскоре пришло и официальное утверждение из Казани.
Жизнь Бакча – Сарая протекала тем же руслом, как и тысяч других деревень,- сытые годы НЭПа, крутое раскулачивание, голодные «трудодни» и наметившееся перед войной облегчение жизни. Создание в 1927 году сельхоз артели «Урак» обеспечило сносную жизнь. Выручала и Волга - и дрова во время половодья приносила, и рыбой не обделяла. По - разному сложилась жизнь первопроходцев.
Шли годы, деревня росла, увеличивалось население деревни, теперь в деревне насчитывалось 17 дворов. Сельская артель переросла в колхоз «Урак», председателем которого стал Садыков Хайрулла Садыкович. Колхозники занимались земледелием. Работали садоводческие и овощеводческие бригады. Основную работу выполняли на лошадях. Урожай убирали в ручную. На окраине деревни был свой зерноток. Трудились с утра до вечера. Особым трудолюбием и проворностью в работе отличались Магъсума апа Хайруллина, Сатира апа Шагиахметова, Сайфутдинова Бибисара апа, Кадыйрова Бибигалия апа.
Несмотря на трудности растили детей, были жизнерадостными, не унывали. Вечерами устраивали посиделки: каждый что-то мастерил, рукодельничал, пели песни, танцевали. Жили дружно и работали вместе, и отдыхали вместе. Но вот беда: война!
11 человек из 17 дворов ушли на фронт. Это:
1. Кадыров Габделхак
2. Кадыров Ахат
3. Шагиахметов Халик
4. Сибгатов Барии
5. Садыков Хайрулла
6 Залялетдинов Каюм
7. Шагиахметов Хамит
8. Шагиахметов Вакиль
9. Аблеев Нияз.
10. Хайруллин Абдулла
11. Султанов Зада
Из них вернулись только пятеро.
Тяжелые послевоенные годы. Говорят, время лечит раны, но боль в сердцах детей, которые помнят, как провожали отцов, и не помнят, как их встречали, никогда не пройдет. Таких в деревне много, сирот войны, которым уже 50-60 лет, росших без отцовской ласки и поддержки.
В 60-е годы колхоз «Урак» был реорганизован и включен в состав колхоза «Волга», который включал в себя и соседние деревни: Матюшино, Ключищи, Ватан, Ташевка, Янги-Болгары.
Кроме садоводческой и овощеводской бригад появилась и животноводческая бригада. В расположенной рядом деревне Матюшино построили коровники. Многие из деревни Бакча-Сарай стали работать доярками, телятницами, скотниками: это Сибгатова Муршида, Шагиахметова Ильхамия, Шагиахметова Нафиса, Альмухаметова Дания и др.
Школы в деревне не было. Дети ходили в Матюшинскую начальную школу, а семилетку заканчивали в Ташевской школе. С 1972 года восьмилетнее образование начали получать в Матюшинской восьмилетней школе. после восьмилетки многие выпускники уезжали в г.Казань, продолжали учебу или же устраивались на работу. Так произошел отток молодежи. Молодых семей в деревне становилось все меньше и меньше. В начале 70-х годов в деревне ничего не осталось, все перевели в деревню Матюшино, которая находилась на противоположном склоне оврага, а добраться туда можно было за 10-15 минут. Население деревни ходило туда и в магазин, и в медпункт, и в клуб, и на работу.
И что бы было с деревней дальше, если бы не произошел один исторический момент, который изменил жизнь деревни в лучшую сторону.
До 1968 года поля колхоза «Волга» удобрялись привозной известью. Агроном этого колхоза - житель деревни Бакча- Сарай Кадыров Ришат Абдулхакович на берегу речки Чемчурейка на южном склоне оврага Дарданил в 500 метрах от деревни Бакча-Сарай обнаружил залежи извести. Молодой агроном сравнил эту известь с той, которой удобрялись поля, своим качеством она ничем не отличалась от привозной. Кадыров Р.А. вместе с односельчанином Хайруллой Садыковым увезли грунт на экспертизу в город Казань. В грунте оказалось 60% извести. Приехали специалисты, посмотрели, проверили и решили открыть известковый карьер. Весной 1968 года на первой поляне вблизи деревни Бакча-Сарай появились первые вагончики. Завезли технику: 4 маза, 1 бульдозер, 1 экскаватор. С мая 1968 года карьер заработал назывался он тогда «Матюшинское спец.отделение Верхнеуслонского РОСХТ».
Появились дома, построили магазин, клуб, библиотеку, детский сад, появились новые улицы. Эти улицы являются продолжением деревни Бакча-Сарай. Образование известкового карьера внесло новую струйку в жизнь Бакча-Сарая, приостановило отток молодежи в город Казань. Карьер набирал рабочую силу: нужны были экскаваторщики, бульдозеристы, шофера, слесари, плотники и т.д. Многие были направлены на учебу. Таким образом, появились молодые семьи, ведь начинать семейную жизнь были все условия: и работа, и квартира, и обслуживание. Нашедших свое счастье в родной стороне много. Назовем некоторых из них: Залялетдиновы Шавкат и Дания, Альмухаметовы Амир и Нина, Шарафеевы Ильдус и Римма, Мустафины Фаргат и Гульфия и таких семей много. Их дети – студенты высших учебных заведений города Казани.
Сегодня деревня представляет собой процветающее, как и прежде, селение из 78 домов с 221 жителем, среди которых необычно много детей. Из-за обилия кирпичных, вполне современных домов, оснащенных газом и асфальтовой ленты дороги между ними Бакча - Сарай хочется даже назвать поселком.
В деревне библиотека, медпункт, магазин. На краю деревни высится роскошная новая двухэтажная школа, достойная находиться даже в каком-нибудь городе. Хочется рассказать о своей школе, которая является главной достопримечательностью.
В 1883 году в деревне Матюшино открылась начальная школа. Первой учительницей была Потапова Евдокия Григорьевна. Школа располагалась в маленьком бревенчатом здании в центре деревни. В школе было четыре класса, постепенно количество учащихся увеличилось. С 1914 года в школе начала работать Маркова Мария Александровна. Затем ее сменила Кузовенина Екатерина Гавриловна. В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1946 гг. преподавала Нина Николаевна Якимова. В 1946 году пришла работать в школу Кузовенина Анастасия Тимофеевна, которая прошла всю войну радисткой. Количество учащихся достигло ста человек. В школу пришел второй учитель – Лукоянов Николай Иванович - энергичный, инициативный человек, тоже участник Великой Отечественной войны. Учащиеся после начальной школы продолжали учебу в Ташевской семилетней школе, расположенной за 4 км.
В 1972 году из-за уменьшения количества учащихся из деревни Ташевка было решено перевести семилетнюю школу в д. Матюшино, первым директором, которой стал Лукоянов Н.И.. Тогда школа разместилась в двух каменных зданиях принадлежавших помещикам. В 1993 году в деревне Бакча-Сарай была построена типовая новая школа на 162 места, которая начала работать как средняя общеобразовательная.