Портал муниципальных образований Верхний Услон

Майдан

МАЙДАН  

 

О том, что они в самом деле являются потомками сосланных некогда Петром 1 за неповиновение стрельцов –бунтарей жители с. Майдан заявляют не без гордости. А в качестве доказательства этого, в общем-то спорного исторического факта (хотя и возможного) широким жестом указывают на свою деревню. Мол, смотрите, как она неудачно, непродуманно расположена, в совершенно непригодном для земледелия месте. Настоящие крестьяне наверняка выбрали бы другую территорию – поровнее и поуютнее. А стрельцы были люди стремительного нрава, свободные от предрассудков, в какой-то степени бесшабашные и непрактичные, про таких говорят: рубаха – парень. Наказал их Пётр за бунт стрелецкий, сослал вместе с семьями в глухую российскую глубинку. Прибыли они в лесную глухамань, даже толком не оглядевшись, остановились и решили здесь жить. Им было всё равно, что кругом поросшие лесом овраги да холмы. Главное, какая-никакая, а речонка имеется, будет откуда воду брать. Не долго думая, выкорчевали лес и заложили деревню, назвав её коротко и звонко Майдан. Значит – площадь. Площадь на холмах, освобождённых от леса.

    В качестве ещё одного доказательства своего родства со столичным стрелецким племенем нынешние жители Майдана называют свой отличный от всех остальных «акающий» московский говор. И в самом деле,  «акают» будь здоров. В отличие, например от жителей соседнего, всего в пяти километрах расположенного села Ямбулатово, которые исключительно «окают». Правда всё это со стрельцами или творческий домысел в виде народного фольклора – пусть профессиональные историки разбираются. Зато абсолютно точно известно, что Майдан и впрямь старинное село, которое возникло несколько веков назад.

   Высокая, как ракета, устремлённая в небо четырёхъярусная колокольня из красного кирпича – настоящее украшение села Майдан. Её видно уже издали, едва подъезжаешь к селу. А если рассмотреть колокольню поближе, то невольно отмечаешь соразмерность и уравновешенность всех её ярусов, в глаза бросаются замысловатые узоры старинного рисунка. Специалист сразу признает в декоративном оформлении фасадов колокольни характерные элементы древнерусского теремного зодчества 16-17 веков.

   Без ложной скромности можно назвать эту колокольню красавицей. А можете представить, какой была колокольня раньше? Когда звонил полуторатонный колокол, его звон разносился по всей округе, был слышен на расстоянии 12-15 километров. И многие путники, заблудившиеся зимой в пургу, шли на звон колокола и благодарили Бога за спасение.

   Колокольню построили в начале прошлого века. Даже точная дата известна – в мае 1912 года храм стали строить, а в мае 1915-го строительство было завершено, в июле того же года купол покрыли железом и установили крест.  

   По этому поводу имеется документ – «Рапорт в Казанскую духовную консисторию». Документ хранится в Национальном музее Республики Татарстан, а копия- в правлении Майданского Совета местного самоуправления. В рапорте местные священники ( среди них были отец Николай Кудряшов, дьякон Алексей Соловьёв и псаломщик Пётр Соколов) подали прошение в управление Казанской епархии и просили «о дозволении начать строительство…каменной колокольни, а со временем и всего храма. Потому, что старая колокольня «слишком ветхая, так, как построена 200 лет назад». Да к тому же она уже тогда была не новая, а привезённая за 15 вёрст из Теньков. И случалось, когда звонарь ударял в колокол, колокольня сотрясалась и наклонялась в такт ударов.

   К началу 1912 года на строительство колокольни в Майдане было собрано 2 тысячи рублей от прихожан, ещё 1300 рублей взято из церковной кассы. Кроме того, на сельском сходе было решено жертвовать на постройку колокольни из своих средств путём ежегодного подушного обложения ( по 50 копеек с человека). Проект колокольни был подготовлен строительным отделением Казанского губернского правления и одобрен епархиальным архитектором Малиновским. Строительству колокольни в немалой степени содействовал казначей строительного комитета Андрей Баймишев. Церковный староста Ефим Харитонович Мартьянов пожертвовал на строительство колокольни 1000 рублей.

   Так в Майдане появилась новая колокольня церкви Спасо-Преображения. А вот построить новую церковь, как планировали, в Майдане не успели. Помешала революция 1917 года со всеми вытекающими из этого последствиями.  Более того, старенькую деревянную церковь в тридцатые годы разломали на брёвна и построили из них школу. Хорошо, хоть школу. Она до 1981 года просуществовала.

   Есть сведения, о том, что деревянная церковь Спасо-Преображения с приделом в честь Рождества Христова, была построена на средства прихожан в середине 18 века. В Майдане к тому времени насчитывалось 263 двора с населением 2190 человек казённых крестьян, да отставных и учёных воинов 76 человек, их семьи – 134 человека. Итого в целом 2400 жителя.

 

С первого взгляда вам точно не покажется, что Майдан расположен в красивом уютном месте. Кругом овраги (их говорят, семь и у каждого своё имя), поросшие пышной травой, окаймлённые лесами, как кружевами. И часто дует сильный порывистый ветер.

  Так что, впрямь в спешке легкомысленно поступили опальные стрельцы, основав здесь своё поселение. А может они специально выбрали такое ветреное место? Дело в том, что до революции в Майдане существовало аж 9 ветряных мельниц. Сейчас, конечно, ни одной не сохранилось. Куда эффективнее использовать АЭС или топить мазутом. Эффективнее, но далеко не чище. А вот наши предки энергию ветра использовали на полную катушку. И никаких загрязнений при этом, никакой экологической опасности. Мощность ветряных мельниц, конечно сравнительно небольшая. Но для сельской местности её вполне хватало.

 Но только с первого взгляда Майдан кажется непричёсанным краем. На самом деле здесь прекрасно. Такое ощущение, будто в диком лесу. Особенно в большом овраге. Который разделяет деревню на две части, на берегах крошечной речки Сулицы. Крошечной, потому, что речка тут только начинается, в шести километрах от Майдана.

  Старожилы рассказывают, что до революции в майдане жил с семьёй барин по фамилии Смоленцев, у него здесь были поместье, земли. Куда потом делся барин никто не знает. Сбежал, наверное за границу.

   Когда-то в Майдане во всю бурлила торговая жизнь. До революции здесь работало аж пять торговых лавок, а любителей покуражиться зазывал настоящий кабак. В память об этом кабаке одна из местных гор до сих пор называется Кабацкой. Дважды в год – в середине сентября и середине мая – в Майдане проходили шумные веселые ярмарки. Сейчас от былого великолепия остался только дом Сироткина. Иван Григорьевич Сироткин был владельцем лавки, самой богатой в Майдане. И дом он имел видный – двухэтажный, с резными наличниками. Первый этаж был каменный – там, собственно, и располагалась лавка ( один из основных товаров - вино). А на втором этаже жил Сироткин с женой и дочерьми.  Лавка и после революции некоторое время работала. А потом хозяин умер, остальных же Сироткиных безжалостно раскулачили и выгнали из села. В тридцатые годы такая печальная участь постигла многих зажиточных трудолюбивых крестьян.

   Дом Сироткина до сих пор сохранился. Его, как историческую реликвию конца 19 века, показывают приезжим. В советские времена в этом доме находилась сельская библиотека, потом располагались склады РТП. Сейчас дом пустует, медленно разрушается, распахнутые окна-глаза смотрят на мир с укоризной…  

До сих пор жителей Майдана кое-кто из соседних деревень называют «обожжёнными оглоблями». В шутку, наверное. Но почему так странно-уже почти никто не помнит. Но вот что рассказала Анна Ивановна Баймишева (самый главный в Майдане знаток местной истории и легенд).

   В былые дореволюционные времена Майдан часто и сильно горел. Ещё бы ему не гореть при таком ветре. Один из самых сильных пожаров приключился в селе в июне 1895 года. И вот после этого пожара некий мужик запряг лошадь и отправился собирать милость по окрестным деревням. А оглобли были обожжённые. Долго он ездил, люди, издали завидев его повозку, говорили между собой, мол вон едут погорельцы, обожжённые оглобли из Майдана. Так прозвище и приклеилось.

   А вот как об этом пожаре повествует газета «Казанский телеграф» за 18 июня 1895 года: «9 июня в с.Майдан Теньковской волости Свияжского уезда произошёл большой пожар, от которого сгорело до основания 47 дворов с разными постройками.

  На дознании выяснилось, что пожар случился по следующей причине: 7-летний мальчик Павел, играя на своём дворе, нашёл коробочку со спичками и, вздув одну из них, бросил в лён, расставленный для сушки.

   Лён загорелся, перебрался на соломенную крышу избы Чаплановых и распространился далее. Отец и мать мальчика уверяют, что спичек зря не оставляли и виновными себя не признают.

  Убытки погорельцами понесены от действительной стоимости строений по их оценке на 10910 рублей… Положение погорельцев самое бедственное».

  А вот ещё одна заметка из дореволюционного «Казанского телеграфа» на эту же тему. Этот пожар тоже случился в 1895 году, но чуть позже. Чем первый, в июле:

   «На днях в с.Майдан Свияжского уезда Теньковской волости произошёл большой пожар, от которого сгорело до основания 18 дворов.

  По прекращении пожара около семи утра на расстоянии 300 саженей от сгоревшего крайнего двора вновь случился пожар и уничтожил ещё 15 домов с надворными постройками. Погорельцы находятся в бедственном положении.

  В двадцатые годы по соседству с Майданом существовало несколько маленьких посёлков: Зорька, Подсобное, Ясная звезда. Со временем осталась на карте только последняя – Ясная Звезда. Этот посёлок входит в территорию Майданского Совета местного самоуправления. Вот только местные почему-то подзабыли, что населённый пункт официально называется Ясной Звездой. Зовут его Лесоучастком. Здесь в самом деле расположен большой лесной массив – отделение Теньковского лесничества. В нём работает цех по распиловке древесины, где пилят брёвна, доски, делают штакетник. А раз у людей есть работа, значит, у населённого пункта есть какая-никакая перспектива на существование.