Портал муниципальных образований Верхний Услон

История Большемеминской библиотеки

   История любой библиотеки примечательна тем, что в ней тесно переплетаются история страны и судьбы тех,кто в ней работал. Не исключением стала и наша библиотека села Большие Меми. Развиваясь вместе с поколением своих читателей, она прошла путь от избы-читальни до современного информационного центра, успешно реализуя свои творческие планы.

  С чего все начиналось?

Народное образование и культура

  Август 1875 г.  инспектором чувашских сел казанского учебного округа назначается  Яковлев И.Я.

   В годы его инспекторства округ объединял шесть губерний. Местопребыванием  инспекторства чувашских школ был город Симбирск.   И.Я. Яковлев не только инспектировал школы, но и открывал новые. Во второй половине девятнадцатого века в  округе находилось 45 чувашских школ. 37 из них было открыто и преобразовано Яковлевым. Он организовал и земские школы, и школы духовного ведомства. Им же были организованы братские школы, В том числе - в деревне Большие Меми Свияжского уезда была открыта школа    Братства  Святителя Гурия.

  Для чувашских братских школ Яковлев составил особую программу, по которой обучение велось сначала на родном языке детей, а затем на русском. Он направлял сельских мальчиков в духовную семинарию в Симбирск. Вся книгоиздательская деятельность во второй половинеХIХ века находилась в ведении Братства Святителя Гурия, которое образовалось в 1867 году.

  Первым изданием был букварь И. Кедрова.

  Величайшей заслугой И.Я. Яковлева и его единомышленников является то, что он добился уменьшения платы за свое обучение в школе.  Крестьяне  Больших Мемей и других деревень благодарили Яковлева за организацию бесплатных библиотек, народных читален. Он нашел деньги (сто рублей) на приобретение книг, сам же составил и представил попечителю учебного округа список книг на чувашском и русском языках.

      В дореволюционной России (хронологические рамки — с 1865 по февраль 1917) в развитии народного образования и культуры сыграли органы местного самоуправления- земства. Появляются земские школы — своеобразный очаг культуры. На ее базе при деятельном участии учителя создавались библиотеки, пункты по распространению книг среди населения, организовывались народные чтения.

  В деревне Большие Меми трехклассная земская школа открылась в 1884году. При ней находилась библиотека.

  Самым распространенным видом земских библиотек были так называемые «пятирублевки». Каждая библиотека должна была иметь до ста книг общей стоимостью до пяти рублей. Библиотекарей выбирали из числа грамотных крестьян. Денег  стало недоставать, и они постепенно закрылись.

   В1892 году в селе Большие Меми открывается храм Святого Благоверного князя Александра Невского, и следом была организована церковно-приходская  пятиклассная школа.

  В дореволюционной России церковно-приходские школы были первой ступенью обучения.

  При школе всегда была, пусть небольшая, но библиотека. Здесь находились книги, в основном, духовного содержания. Но были  и произведения Л.Н. Толстого «Книга для чтения» и «Новая азбука», а также — Ломоносова, Пушкина, Остроградского.

В то время светских книг почти не было.

  В начале ХХ века появляются новые библиотеки или народные читальни, которые имели книги на пятьдесят рублей.

Это так называемые Павленковские библиотеки.

  История их появления связана с именем Флорентия Федоровича Павленкова. Он издавал книги для распространения грамотности среди простого населения. Сам был автором многих книг. Умирая, этот удивительный человек, миллионер-просветитель все состояние, накопленное за жизнь, завещал на открытие в провинции двух тысяч бесплатных библиотек . Капитал Ф.Ф.Павленкова, назначенный российским селам составлял сто тысяч рублей. Но не деньгами, а книгами. Каждой читальне приходилось книг на сумму 50 рублей.

  Таким образом, появляется светская литература, сельскохозяйственная, а после революционных событий 1917года - атеистическая.

   На тот период библиотека размещалась в новой семилетней школе.

 

Жаждой дела душа закипает, вспоминается пройденный путь.

   Прошло время. Сменился общественно-политический строй. Отгремела гражданская война. Начался период коллективизации, тесно связанный с тяжелейшими репрессиями народа.    Они не обошли стороной и наше село. В первую очередь их удары обрушилисьна самые крепкие хозяйства.

   Егор Гордеев славился на всю округу своим трудолюбием, смекалкой, талантом. Это был поистине местный «самородок». Чего только не было построено его умелыми руками: три ветряные и две водяные мельницы, круподерка. Старожилы помнят, что в доме у него на стене висели деревянные часы без единого металлического винтика.   

А жил он с семьей в большом красивом двухэтажном доме, под тесовой крышей.

     На сборы Гордеевым дали одни сутки и отправили в далекую Сибирь.

    Дом-красавец  в центре села пустовал недолго. Здесь на сельском сходе решили открыть избу-читальню. Сколотили большие столы, скамейки. От прежнего хозяина на память остался шкаф, где разместился  совсем небольшой книжный фонд. Это была, в основном, детская литература,  общественно-политические брошюры, несколько сельскохозяйственных и художественных книг.

На столы разложили газеты и журналы.

  Это был первый очаг культуры, совмещавший в себе клуб и библиотеку. Здесь проводились собрания, собирались сходы, приходила молодежь по вечерам.

  Первым избачем был назначен  Гаврилов Аким Андреевич, будущий Герой Советского Союза.

    Старожилы рассказывают, что Аким был человеком жизнелюбивым, подвижным. Песенник и балагур, душа любой компании.

  Заведующими избой-читальней до войны работали в основном мужчины, по вечерам, так как наравне со всеми днем  они работали в поле. Вот те, кто стоял у истоков библиотечного дела:

                  

                                                                   Гаврилов Аким Андреевич

                                                                Лысачкин Григорий Яковлевич,

                                                                 Скарлухин Василий Федорович,

                                                                   Сычев Михаил Егорович.

   Большое внимание уделялось идеологической работе. На полевом стане работала «кочевая» передвижка, которая переходила с поля на поле, со всей агитационной работой и наглядной агитацией.  В народе их называли «мазанки», так как сделаны они были из таловых прутьев, обмазанных глиной и покрыты соломой. Чистую, беленую «мазанку» любили все. Туда часто приходили учителя, проводили беседы, вывешивали стенгазеты.

  Великая Отечественная война внесла свои коррективы в работу избы-читальни.

  Была широко развернута агитационно-массовая работа:  на животноводческих фермах, на полевом стане, там, где работало много колхозников.

    Большой популярностью среди населения пользовались политические информации, громкие читки ,беседы, лекции. Избачи читали сводки Советского информбюро, рассказывали о боевых эпизодах, помогали трудящимся изо дня в день следить за происходящими событиями.

  После войны в избу-читальню стало поступать немного книг из Теньковского района.

  Недолгое время избачами работали: Костюнин  Николай Дмитриевич и Костюнина Галина Ивановна. Читальня по -прежнему собирала  по вечерам молодежь. Здесь играли на гармони и чугунке( самодельной балалайке), девушки пели озорные частушки и плясали. Это было излюбленное место для многих - единственный на тот период очаг культуры.

   И вот наступает долгожданное событие.

В селе Большие Меми решено построить клуб. Но где взять стройматериал?

   Жил в соседнем селе деловитый и богатый помещик П.П. Еремеев. Все у него было: и водопровод, и каменные дороги, и    «ялики» ходили по Свияге. Была большая и светлая чайная...

    Вот эту чайную разобрали и перевезли в Б. Меми, из которой построили клуб. А сбоку пристроили библиотеку из разобранной избы-читальни, благо что добротный Гордеевский дом  сохранился и был в хорошем состоянии.

  В 1958 году работы были завершены. И вскоре пришел молодой специалист, окончивший Елабужское культпросвет училище. Это была Кривелева Валентина — первый профессиональный библиотекарь.

      Начинала она свою работу непросто, потому как не было ни литературы, ни оборудования. На сколоченных из досок стеллажах  разместились книги, которых было очень мало. Со временем литература  стала поступать.  Привезли несколько книг  из Теньков . (В то время  наше село входило в состав Теньковского района). На некоторых книгах, сохранившихся до сегодняшнего дня , стоит печать Юлдузской  библиотеки, закрытой в 1959 году. А первая инвентаризационная книга свидетельствует о том, что  на  конец 1968 года библиотека имела уже в своем фонде 1526 книг.

   Библиотеке до всего было дело. Совместно с клубом проходили репетиции драмкружка, ставились спектакли. Вспоминают старожилы: «Какие концерты ставились на сцене клуба,  какие песни пели, голоса звенели на все село. Народу набивалось — шагнуть негде».

   В 1962 году на должность заведующего библиотекой поступает Недоварков Алексей Георгиевич.

   Индивидуальная работа с читателями в то время не проводилась, не составлялись и планы чтения. Наиболее популярной формой работы были беседы, соответствовавшие духу времени. Например, когда Ю. Гагарин совершил первый полет в космос, информированию этого события уделялось много работы.

   Фонд библиотеки постепенно увеличивался. Стали поступать ценные и добротные книги из библиотечного коллектора.

  Например,  десять томов   Малой Советской энциклопедии, сохранившиеся до сегодняшнего времени. Нашей библиотеке повезло владеть почти всем ее комплектом. И вот уже шестьдесят лет они служат моим односельчанам. Как перенесли они централизацию 1976 года, уничтожение  неперспективных деревень, книжные списания по бесконечным циркулярам «сверху»?

   В 1968 году в библиотеку пришла работать Гудкова (Скарлухина) Ольга Михайловна — неравнодушный человек и неутомимый труженик.

    Она превратила библиотеку в то состояние, которое соответствовало ее статусу. Она  занималась инвентаризацией фонда, расставила его согласно ББК, навела полный порядок.

     В планах и отчетах тех лет перед библиотекарем  стояла задача донести книгу до каждой семьи. В  отчетах была специальная графа «количество семей в населенном пункте и сколько семей охвачено книгой». Появилась такая форма работы как книгоношество.

    Проработав два года , Гудкова О.М., выйдя замуж , уезжает из села в Набережные Челны.

   Последующие годы  в библиотеке работали:

   Угринович (Горшенева) Александра

    Лысачкина Светлана

    Бешанова Евдокия Александровна

    Сальцинова Надежда Ивановна

                                                  Сычева ( Бешанова) Анна    Александровна.

 

                                               Недоваркова ( Маслова) Татьяна Семеновна

 

      Начало 80-х ознаменовалось целенаправленной работой  по пропаганде документов партии и правительства,  чествование передовиков производства, обслуживание книгой в трудовых коллективах — такую работу вели библиотекари района.

   В 1984 году на должность заведующей Большемеминской библиотекой была принята Скарлухина Галина Яковлевна.

 

 Директором Верхнеуслонской центральной библиотечной системы работала  Назмутдинова  Халиса  Миннихановна.

   Библиотека по-прежнему находилась в здании старого клуба. Условия работы были не из легких. Худые стены, окна и потолок совсем не держали тепло, и много ли даст его  старая печь, истопленная сырыми дровами, да и тех не было в достатке.

   Но жизнь по-тихоньку налаживалась. На досчатых полках - стеллажах появилось много хорошей отраслевой литературы, радовали поступления произведений лучших советских писателей. Книги А.Черкасова, Ф.Абрамова, В. Распутина переходили «с рук на руки».

  Крутые перемены, произошедшие в социально-экономической жизни России в 90-е годы, стали серьезным испытанием для всех библиотек. С отказом от идеологических функций, они потеряли точку опоры. Ситуация осложнилась падением престижа библиотек в обществе.

   В этот период необходимо было искать новые пути сделать библиотеку привлекательной для читателей.

  Библиотека стала использовать новые формы работы: интеллектуально-творческие вечера, игры, литературные праздники и многое другое.