ЦЕРКВИ
ВЕРХНЕУСЛОНСКОГО РАЙОНА
№ |
Название |
Фактическийадрес |
Род деятельности |
1. |
Свято-Николо-Ильинская церковь,1831-1838 гг. |
Верхнеуслон.СМСс.Верхний Услон |
Действующаяправославнаяцерковь |
2. |
Церковь Св.князя Александра Невского,1892 г. |
Б-Мемин.СМСс.Б.Меми |
Не используется |
3. |
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Девы Марии,1782 г.(открыта после реставрации и ремонта в январе 2012 г. |
Вв.Слобод.СМСс.Вв.Слобода |
Действующаяправославнаяцерковь |
4. |
Божией Матери «Всех скорбящих радость»церковь,1906-1916 гг. |
Коргузин.СМСд.Егидерево |
Действующаяправославнаяцерковь |
5. |
Церковь "Святого Иоанна Златоуста",1732 г. |
Б.Мемин.СМСс.Ивановское |
Не используется |
6. |
Церковь в честь Воздвижения Креста Господнего,1890-1903 гг. |
Тат.Бурнаш.СМСс.Каинки |
Не используется |
7. |
Начато строительство деревянной церкви на средства и при непосредственном участии пенсионера Михаила Петровича Артемьева, июнь 1998 г. |
Канашский СМСд.Канаш |
Строительство заброшено |
8. |
Троицкая церковь,1792 г. |
Кильдеевск.СМСс.Кильдеево |
Не используется, восстановлению не подлежит |
9. |
Церковь "Усекновения Главы Иоанна Предтечи",1804 г(открыта вновь в ноябре 2011г.) |
Октябрьск.СМСс.Ключищи |
Действующаяправославнаяцерковь |
10. |
Церковь "Смоленской Божией Матери",1848 г. |
Макулов.СМСс.Клянчино |
Не используется,разрушается |
11. |
Никольская церковь,1889 г. |
Коргузинск.СМСс.Коргуза |
Действующаяправославнаяцерковь |
12. |
Церковь "Неупиваемая чаша", (открыта вновь 19 мая 2007 г.) |
Кураловский СМС,с.Куралово |
Действующаяправославнаяцерковь |
13. |
Колокольня Спасо-Преображенской церкви, май 1912 г. – май 1915 г. |
Майданск.СМСс.Майдан |
Действующаяправославнаяцерковь |
14. |
Никольская церковь (Молельный дом старообрядцев-беспоповцев),1907-1908 гг. |
Нижнеуслон.СМСс.Нижний Услон |
Находится вДоме куль-туры |
15. |
Церковь "Сергия Радонежского",1890 г. |
Нижнеуслон.СМСс.Нижний Услон |
Действующаяправославнаяцерковь, рес-таврируется |
16. |
Христорождественская церковь,1761 г.(не восстановлена)Свято-Ильинская церковь, 2007 г.(открыта 4 сентября 2007 г.) |
Кураловский СМСс.Рус.Бурнашево;спонсор – Л.П.Кочнева, директор гимназии № 7 г.Казань |
Действующаяправославнаяцерковь |
17. |
Макарьевский мужской монастырь,серед.17 века |
Вв.Слобод.СМСпристань «Рудник» |
ДействующаяМонастырь |
18. |
Церковь Архангела Михаила,1870-начало 1880 гг. |
Тат.Бурнаш.СМСс.Тат.Бурнашево |
Восстановлению не подлежит
|
19. |
Ризоположенская церковь,1882 г. |
Тат.Бурнашев.СМСс.Тихий Плес |
Не используется,старообрядческая |
20. |
Спасо-Приображенская церковь,1802 г. |
Кильдеевск.СМСс.Уланово |
Не используется, реставрируется |
21. |
Рождества-Христова церковь,1786 г. |
Шелангов.СМСс.Шеланга |
Действующая,православнаяцерковь,идет рестав-рация |
22. |
Церковь "Преображения Господня",1823 г. |
Ямбулатов.СМСс.Юматово |
Не используется |
23. |
Церковь Тихвинской Божьей Матери |
с.Соболевское |
Действующая старообрядческаяцерковь |
Часовни
№ |
Название, когда построена (освещение) |
Где находится |
Спонсоры |
1. |
Часовня; освещена 5 августа 2006 г. о.Владимиром, настоятелем Свято-Николо-Ильинской церкви с.Верхний Услон |
д.Воробьевка |
|
2. |
Часовня-храм в честь Иконы Божией Матери «Неопалимая купина», построена 13 сентября 2005 года |
д.Восточная Звездочка |
при содействии и спонсорстве жительнице деревни Л.Н.Устиновой |
3. |
Часовня;освещена 19 января 2005 года о.Владимиром, настоятелем Свято-Николо-Ильинской церкви с.Верхний Услон |
п. Никольский |
построена на средства пенсионерки М.С.Никифоровой-Исхаковой |
4. |
Часовня;освещена 14 октября 2012 года отцом Иваном из Свияжска |
Над берегом Волги, на правой стороне от федеральной трассы (если двигаться на машине из г.Казани) |
построена на средства жителей села Наб.Моркваши и спонсоров |
5. |
|||
6. |
«Наша вера всегда будет с нами»
Церковь - матушка всегда
Двери нам свои раскроит.
И в любые холода
Примет нас и успокоит,
Оградит от бед и слез,
От печали и тревоги,
И тогда уже всерьез
Ты подумаешь о Боге.
С.Майоров
Церкви Верхнеуслонского муниципального района
Христианский храм является местом особого присутствия Божия, потому что в нем проповедуется слово Божие, совершаются таинства и возгревается дух молитвенный. Созидание храма есть великое дело, кем бы и где бы он ни был устроен. По слову святителя Филарета Московского, «можно сказать, что не столько человек созидает и посвящает храм Богу, сколько сам Бог дарует Свой храм человеку».
Верхний Услон
Дарован и Верхнему Услону Божий Храм, посвященный святителю Николаю-чудотворцу, святому, наиболее почитаемому на Руси, с приделом во имя пророка Божьего Илии.
Верхний Услон в одном документе 1594 года описывается так: «Сельцо Услон, что было займище у реки Волги на берегу выше Гостина острова, а ниже каменных гор, против Ирехова острова, а ниже изголовина казанского устья на горной стороне, а в селе храм Николы чудотворца, а в храме образы и книги и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение монастырское Троице-Сергиева монастыря, да в селе двор монастырский». Таким образом, село Верхний Услон было вотчиной Троице-Сергиева монастыря с самого начала своего возникновения.
В конце ХVII в. была в Верхнем Услоне церковь деревянная во имя Св.Иоанны Предтечи. Церковь эта существовала до половины ХVIIIв. В 1741 году церковь была построена и освящена вновь. А 31 октября 1739 года в с.Верхний Услон была освящена церковь, вероятно во имя Св.Николая. По описи церковного имущества за 1790 г. в селе значатся две церкви деревянного здания: первая во имя Св. Николая, а вторая во имя Св. Иоанна Предтечи.
Предтеченская деревянная церковь существовала до 1820 года. Каменная же церковь во имя Св.Николая была заложена в 1831 г., а достроена и освящена в1838 г. При ней на правой стороне придел во имя Св. пророка Божия Илии. Иконостас в Никольскую церковь в 1835 г. подрядился сделать за 2000 рублей диакон Владимирского собора г.Казани Павел Брусьянов. Иконы для иконостаса и других мест писал в 1836 г. крестьянин Владимирской губернии Терентий Иванович Гагаев за 475 руб. За левым клиросом находилась икона Божией Матери под названием «Отрада или Утешение». Она была приобретена с Афона из Пантелеймонова монастыря на средства вдовы Евдокии Ивановны Локотуниной. Каменные ворота ограды были устроены вместо деревянных старанием приходского священника о.Павла (Альбинского) из пожертвованного Тимофеем Федоровичем Горбылевым кирпича. Бут и известь жертвовали для этой работы жители с.Печищ. К церкви была приписана каменная часовня, стоявшая на берегу Волги. А прежде на том же месте стояла деревянная часовня, два раза горевшая. Последний пожар был в 1869 г. Время первоначального возникновения часовни точно не известно, а известен только случай , по которому она была устроена. Передавали, что однажды услонские жители или рыбаки поймали плывущий по Волге крест с распятием. Вероятно, где-либо в верхних приволжских местах размыло стоящую на берегу церковь, и крест из церкви плыл по воде до села Услона, где его заметили и поймали. Для этого креста и была устроена часовня. Каменная часовня - высокая, поместительная и красивая - была устроена казанским купцом Степаном Алексеевичем Макашиным в 1878 г. и освящена 17 сентября того же года преосвященным Павлом, епископом Чебоксарским. Для жительства приходского притча прихожане на свой счет приобрели в1874 г. в церковную собственность дом с садом за 600 руб. у крестьянина того села Николая Горбылева.
Такова история возникновения Верхнеуслонской церкви.
Литература:
Середа, Г.И. Никольская церковь (1833-1838) // Волж.новь, 1990, № 73.
…
В журнале «Казань» картина публикуется впервые. Ныне она хранится в частной коллекции моего старшего брата – Александра Николаевича, поэтому недоступна для широкой публики. Но мы её не прячем. После открытия художественной галереи, которую задумал ещё мой отец и для этой цели выстроил большое помещение с колоннами в здании, где находится антикварный салон и Институт социальных и гуманитарных знаний (в котором он был бессменным ректором) мы с братом собираемся устроить презентацию этой неизвестной картины Константина Васильева. Геннадий Васильевич Пронин – директор музея художника в Казани, который знает, пожалуй, всё о жизни и творчестве К. Васильева – заходил посмотреть на «Иисуса» и сказал, что с большей долей вероятности она написана Константином Алексеевичем. Скорее всего это произошло тогда, когда художник расписывал церковь в Верхнем Услоне-предположительно в начале 70-х. Такой заказ для эпохи торжества атеизма был большой редкостью и для художника стал отдушиной. Думаю, он несказанно радовался, когда поднимался на леса под самый купол и находил там следы былой росписи,заросшей паутиной забвения. Наверное, ему вспомнился "Андрей Рублёв" Тарковского!...
С полной версией статьи приглашаем Вас, уважаемый читатель, познакомиться у нас в Центральной библиотеке.
Пономарёв К. Неизвестная картина Константина Васильева «Иисус в терновом венце»: в 70-е годы художник К.Васильев расписывал церковь в селе Верхний Услон//Казань.-2014.-№9.-С.10-13
Большие Меми
Александро-Невская церковь.1892 г. , дерево.
Двухсветный центральный объем, перекрытый сложной крестовой кровлей, с шатровым завершением на восьмигранном барабане. Трехъярусная колокольня. Образец деревянного культового зодчества с использованием декоративных элементов классицизма.
Приход выделился из состава прихода с.Ивановское в 1892 году , когда была построена на средства прихожан деревянная 3-х престольная церковь во имя св. благоверного князя Александра Невского с двумя приделами: св. Марии Магдалины (справа) и св. великомученика Дмитрия Солунского (слева).
До построения этой церкви в селе имелась деревянная часовня (на кладбище), построенная в 1851 году (не сохранилась). В составе здешнего прихода к середине Х1Х столетия только с.Большие Меми - 55 дворов, с населением 905 человек.
Церковь Александра Невского один из пяти наиболее сохранившихся деревянных храмов в районе. Здание храма состоит из нескольких срубов, расположенных на одной оси «восток-запад»: центральный объем (квадратный в плане), трапезная, апсида, 3-х ярусная колокольня. Стены обшиты тесом, по верхнему карнизу здания протянута полоса стилизованного фриза, углы сруба, также обшиты тесом, выполнены в виде пилястр (плоских колонн).
Церковь расположена на центральной площади села и была некогда его главным украшением и достопримечательностью. К сожалению, сегодня в аварийном состоянии и доживает последние годы.
Литература:
Волжская новь,1997, 31 мая
Волжская новь, 1996, 13 апреля
Введенская Слобода
Церковь Введение во храм Пресвятой Богородицы девы Марии,1782 г., придел 1886 г.. Трехпрестольный храм построен на средства помещицы Е.Назимовой в 1782 году.. Первый придел пристроен в 1886 году на средства свияжского купца Ф.Т.Каменева.
Расположение объемов последовательно-симметричное, за исключением правого придела. Четверик центрального объема перекрыт сомкнутым четырехгранным сводом, апсида пятигранная подграневой конхой. Колокольня трехъярусная. Храм гармоничных пропорций, в традициях раннего классицизма.
Постройка относится к типу церквей с осевой композицией. Симметричное расположение нарушено объемом правого придела. Главный невысокий объем перекрыт сомкнутым четырехгранным сводом с восьмигранным световым барабаном. В основание свода врезаны фронтоны портиков северного и южного фасадов. Пятигранная апсида покрыта шатровой крышей. Трапезная с приделами значительно шире основания объема церкви. Колокольня, состоящая из двух равных четвериков и узкого восьмерика, прорезана по сторонам света арочными проемами. Главки
… Четыре год назад за восстановление храма взялся Леонид Анисимов, решившийся обосноваться в этих местах… Являясь генеральным директором ООО «Грани» Леонид Витальевич не только взял восстановление под свой контроль, но и принял в этом непосредственное участие.
На освещение храма в Вв-Слободу приехал архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, который и провел службу. Прошла она при огромном скоплении народа, прибыли верующие из Москвы, Казани, монахи Макарьевского монастыря в подворье которого входит Вв-Слободская церковь, и окрестных деревень. По окончании церемонии Леонид Анисимов получил из рук владыки медаль «За особые заслуги перед церковью», а при входе установили мемориальную доску с названием храма и словами благодарности в адрес благотворителя.
(Волж.новь, 2012, 25 января)
Литература:
Волжская новь, 1997, 31 мая
Волжская новь, 2012, 25 января
Свод памятников истории и культуры республики Татарстан. Т.1.Администра
Егидерево
Церковь Божией Матери «Всех скорбящих радость», 1916 г.
Образец культовой архитектуры, выполненный псевдорусском стиле (Волж.новь, 1997, 31 мая)
Приход в селе Егидерево был открыт в 1740 году. В документах оно упоминается как Вознесенское. К 1843 году в состав прихода входили село Егидерево, где проживали казенные крестьяне (103 двора с населением 823 чел.), д.Сабуровка, принадлежавшая помещику Еремееву Павлу Ивановичу (5 дворов с населением 42 чел.), д.Крестниково, где имелись 11 дворов, принадлежащих господам Синельниковым, 3 двора господ Панаевых, 28 дворов князя Баратаева с населением 250 человек. Таким образом приход села Егидерево включал в себя 150 дворов с населением 1331 человек. До середины Х1Х века село также называлось Вознесенским.
В этом же году был построен деревянный храм Вознесения Христова. В нем имелись два престола: Вознесение Христово - главный, второй - во имя Николая Чудотворца. Имелась икона, особо чтимая народом - икона Божией Матери «Все скорбящих радости», в честь которой была названа церковь. Но прошло много времени и деревянная церковь разрушилась.
Строительство каменной церкви было начато 4 мая 1906 года, недалеко от прежней. Начали строить по решению сельского схода, согласно типовому проекту строительного отделения Казанского губернского правления… Десять долгих лет возводился новый храм, главным образом , на пожертвования и средства прихожан. Председателем строительного комитета села был крестьянин Сомов Тимофей, членами - псаломщик Константин Соловьев, дворянин Кудрявцев Александр Александрович, крестьянин Андрей Федотов-Додонов, Иван Тихонович Богонин, Василий Опутин, Василий Офимичев, Стефан Хуртин и многие другие. … Церковь строили из местного кирпича, изготавливаемого в частных сараях.
К началу 1916 года «внешняя постройка была закончена», водружены кресты и колокола, а в декабре 1916 года была начата постройка иконостаса. В 1917 году стройка была полностью закончена, а в 1918 году ее освятили.
В 1936 году церковь закрыли, местный поп Савосин Иван Михайлович уехал.
Из центрального управления прислали бригаду, которая заставляла людей смывать с икон золото, а потом сжигали их в костре, разведенным прямо в храме, да и местные жители тоже начали потихоньку разбирать церковь. И в ней сделали склад..
В 1992 году церковь начали восстанавливать. Главным организатором был Верхунов Николай Михайлович, уроженец Кзыл-Яра. Первый купол поставили в 1996 году, а первая служба прошла осенью 1997 года.
Слава Богу, мы возвращаемся к своим истока. (Волж. новь, 2000,19 октября)
Литература:
Волж.новь, 1997, 31 мая
Волж. новь, 2000,19 октября
Ивановское
Церковь Иоанна Златоуста,1732 г.; колокольня 1896 г.
Центральный объем здания выполнен по типу - восьмерик на четверике, двухсветный, перекрыт восьмигранным сводом. Апсида пятигранная под граненой конхой. Колокольня состоит из трех ярусов. Декор с элементами барокко. (Волж.новь, 1997, 31 мая)
Литература:
Волж.новь, 1997, 31 мая
Двухпрестольный каменный храм построен в 1732 г. на средства местных помещиков. Придел освящен во имя Великомученицы Екатерины. В конце XIX в. (проект 1896 г.) построена колокольня.
Каинки
Крестовоздвиженская церковь, 1903 г.
Крупный двухсветный четверик первого яруса , несущий широкий и низкий восьмерик (купол и главка утрачены), соединены с полукруглой апсидой под конхой и односветной массивной трапезной. Колокольня трехьярусная . Декор фасадов в псевдорусском стиле.
Литература:
Волж.новь, 1997, 31 мая
Канаш
Нашелся инициатор строительства новой церкви в Канаше. Это пенсионер, бывший кладовщик колхоза Михаил Петрович Артемьев. Нынче летом вместе с сельчанами он сумел поднять деревянный сруб церкви. Пока финансирование стройки Михаил Петрович взял на себя. Но без помощи народа и властей ему в будущем не обойтись.
Литература:
Волж. новь, 1998, 16 сентября
Кильдеево
Троицкая церковь,1792 г., колокольня 1837 г. построена на средства помещицы А.Д.Топорниной.
Четверик центрального храмового объема завершен массивным восьмериком с восьмигранным сомкнутым сводом. Апсида полукруглая под конхой. Многоярусная колокольня. Объемы храма выполнены в барочном стиле. Планировочное решение и декор колокольни - в традиция классицизма. (Волж.новь, 1997, 31 мая)
Трехпрестольная церковь построена в 1792 году (по другим данным в 1798 г.) на средства помещицы Д.А.Топорниной. Колокольня возведена в 1837 году. В престольный праздник - Тихвинской иконы Божией Матери - в селе проводилась одна из крупнейших в Свияжском уезде ярмарок
Храмовый объем - четверик с аттиком со срезанными углами (с восточной стороны), на который поставлен массивный, под конхой, восьмерик с высоким сомкнутым сводом. Апсида полукруглая; трапезная широкая со срезанными углами. Четырехъярусная колокольня скомпанована из трех четвериков различных пропорций и высокого круглого барабана четвертого яруса. Утрачены барабан и глава храма - завершение колокольни.
Памятник культовой архитектуры: храм и трапезная выполнены в барочном стиле с элементами классицизма, колокольня - в стиле ампир. В годы советской власти богослужение прекратилось, в храме находился склад.
Литература:
Волж.новь, 1997, 31 мая
Волж. новь, 2007, 2 августа
Ключищи
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.1804 г., построена на средства помещика П.П.Нарышкина, строитель - крестьянин А.И.Рябина.
Центральный объем храма двусветный. Колокольня четырехъярусная. Памятник классицизма (Волж. новь, 1997, 31 мая)
… Храм Иоанна Предтечи занимает доминантное (центральное) положение в окружающем природном ландшафте. В облике храма наблюдаются характерные черты классического стиля, получившего развитие в России в конце 18-го - первой трети 19-го вв.: массивный центральный объем храма, схожий по облику с усадебными постройками, пилястровые портики по фасадам храма и колокольни, обработанные рустом и округленные углы храма и т.п. ( Волж.новь, 1990, 26 июня).
… Весьма интересна своими подробностями история церкви. О существовании деревянной церкви Иоанна Предтечи узнаем из Указа Петра Первого от 1721 года, еще одно подтверждение существования церкви находим в Указе Екатерины Второй от 30 июля 1793 года, в котором речь идет о перекрытии крыши на здании церкви. Деревянная церковь стояла к югу от современного каменного храма, посреди села, улицы которого ранее располагались перпендикулярно к берегу Волги, а не как сейчас - параллельно.
В начале ХХ века здание церкви пришло в негодность, было сломано прихожанами и продано Салову, местному богачу, занимавшемуся обжигом извести. Как свидетельствует предание: бог наказал людей, так как в тот же год село выгорело ( осталось только пять домов).
По приходно-расходным книгам и клировым ведомостям, сохранившимся с конца 18-го века, узнаем, что новый кирпичный храм Иоанна Предтечи был построен в 1804 году «тщением прихожан» и на церковные средства. Среди прихожан был и Павел Петрович Нарышкин, род которого владел здешними землями с 1693 года. Строителем храма был крестьянин с.Ключищи Андрей Иванович Рябина, он же нанимал мастеров, закупал материалы.. Место для нового храма (севернее прежней деревянной церкви) было выбрано П.П.Нарышкиным. вероятно, строительство начато в 1800-1801 гг., т.к. уже в 1804 году «при благословлении архиепископа Казанского и Симбирского Павла 1 и местном священнике благочинном о. Симеоне Иоанновиче Чернышеве произошло освящение нового храма. Храмозданная грамота не сохранилась, поэтому более подробно о начале строительства, его стоимости, узнать не предоставляется возможным. В храме имелся еще один престол в честь св. Великомученицы Варвары (справа). В левой же части хранилась церковная библиотека.
… В 1898-1901 гг. построена новая каменная ограда вокруг храма.
… В разное время среди жертвователей были : маркиз Александр Филиппович Паулуччи, попечитель Иван Яковлевич Мишкарев, председатель попечительского совета Павел Иванович Губернаторов, член попечительского совета, крестьянин с. Ключищи Тимофей Григорьевич Чернов, на средства крестьян с.Ключищи и д.Матюшино было приобретено три пары золоченых хоругвий на 300 руб.
В церкви имелось 6 колоколов . Самый большой в 102 пуда. (Волж.новь, 1990, 26 июня).
… Более обстоятельно написал об исторических версиях происхождения Ключищ Андрей Боголюбский в своей изданной в 1902 году как отдельный оттиск из Известий по Казанской Епархии небольшой книге «Иоанно-Предтеченская церковь села Ключищ…», настоятелем которой он стал с августа 1887 года… (Казань, 2009, № 1)
В книге подробно рассказывается об осуществлённых несколько раз обновлениях храма. Наиболее интересным было украшение его стенной живописью, инициатором которого был Андрей Боголюбов. К 1897 году храм украсили живописью на религиозные темы. Причём Боголюбов избрал такой способ возмещения расходов - каждый, кто хотел увидеть изображение своего почитаемого угодника, вносил пять рублей. Желающих нашлось более семидесяти, включая настоятеля, давшего денег на пять ликов. Впервые почти за 100 лет храм был расписан изнутри ликами святых и картинами из священной истории. Обошлось это более чем в тысячу рублей- сумма по тем временам немалая. К 1901 году церковь стала настоящим украшением округи. Причём пожертвования приходили и из других городов. В книге подробно рассказывается о происхождении каждой иконы в храме, причём есть и весьма любопытные истории. В церкви имелась богатая библиотека религиозной литературы, включая редкие издания. Ряд из них, очевидно даровали прежние владельцы этой земли, среди которых были такие известные фамилии как Нарышкины и Паулуччи. Что же касается икон, то в иконостасе было много старинных и весьма почитаемых, включая "лепное изображение" святого покровителя храма Иоанна Предтечи и один из списков Казанской Божией Матери в серебряном окладе. Загадочно происхождение и почитающейся прихожанами иконы во имя Спаса Нерукотворного древнего письма, которая была выловлена пожилой прихожанкой из Матюшино во время весеннего разлива 1895 года на Волге и пожертвована храму. (Казань.-2005.-№9)
…Среди прихожан были люди, известные всей России. Назову только одну из них - Дарья Лаврентьева, героиня обороны Севастополя (по мужу она была Хворорстова) (Казань, 2009, № 1).
Литература:
Волж. новь, 1997, 31 мая
Волж. новь, 1990, 26 июня
Волж. новь, 1990, 26 июня
Казань, 2009, № 1
Казань, 2005, №9
Клянчино
Церковь Смоленской Богородицы, 1848 г.. Построена на средства помещика, полковника Д.А.Лаптева.
Храм построен в строго классическом стиле, что отразилось компоновке объемов и оформлении колокольни. (Волж.новь, 1997, 31 мая)
Литература:
Волж.новь, 1997, 31 мая
Коргуза
Никольская церковь,1889 г. Значительная часть средств на строительство храма пожертвована крестьянской семьей Осяниных.
Массивное здание храма с четырехъярусной колокольней построено в псевдоренессансных традициях. В интерьере сохранились фрагменты клеевой росписи (Волж.новь, 1997, 31 мая)
За благое дело - пожертвование средств на строительство церкви - лики членов семьи Осяниных были изображены над входом в церковь. (Волж. новь, 1998, 14 октября)
Двухпрестольный храм в с.Коргуза - Никольская церковь - построен в 1889 году по проекту Казанского архитектора Л.К. Хрщуновича. Храм строился на средства прихожан, наиболее крупный денежный вклад внесли супруги Осянины - коргузинские крестьяне. В знак признательности по решению сельчан над аркой главного входа внутри храма были написаны лики их святых покровителей.
… Отличительной особенностью этого храма является украшение купола основного объема и колокольни большими круглыми и глухими люкарнами, а также флорентийские сдвоенные арочные окна.
Литература:
Волж.новь, 1997, 31 мая
Волж. новь, 1998, 14 октября)
Куралово
Церковь «Неупиваемая чаша», 2007 г.
После того, как в селе Куралово сгорела школа, прошло уже почти 15 лет, жители села заговорили о необходимости восстановить это здание и открыть там церковь.
…Летом 2006 года, наконец-то начались работы по восстановлению здания бывшей средней школы, построенной на средства помещика Обухова еще в 1917 году.
… Здание науки стало преображаться в храм. Открытие церкви требует больших средств. Прихожане церкви «Неупиваемая чаша» обращаются с большой просьбой к бывшим ученикам, жителям села Куралово и близлежащих сел, к меценатам об оказании посильной помощи.
Церковь начала благоустраиваться, проходит еженедельная служба, а также служба к христианским праздникам, церковные обряды, служатся молебны, панихиды, литургии. Большую помощь оказал Прокопьев А.И., ген. Директор ОАО «Таткрахмалпатока». Он выделил и привез настил на крышу (80 тыс.руб.), трубы для отопления, емкости под воду. Сорокина В.Н. – директор ТНВ АФ «Куралово» выделила электрический котел. С населения было собрано 35 тыс. руб… (Волж.новь, 2007, 19 мая)
Приход иконы «Неупиваемая чаша» принялись восстанавливать всем миром четыре года назад. Каждый внес свой вклад. Но ни для кого не секрет, какой вклад в восстановление прихода внес и продолжает это делать генеральный директор ОАО «Таткрахмалпатока» Альберт Прокопьев. Благодаря его помощи покрыли крышу, установили купола и колокола, огородили территорию церкви…
(Волж.новь, 2009, 20 июня)
Литература:
Волж.новь, 2007, 19 мая
Волж.новь, 2009, 20 июня