Портал муниципальных образований Верхний Услон

Храм Святого благоверного князя Александра Невского

     В рамках Международного дня памятников и исторических мест знакомим с историей Храма Святого благоверного князя Александра Невского в Больших Мемях, который в 2022 году отмечает свое 130-летие со дня основания.

2022-04-22

     Село Большие Меми имеет древнюю историю, уходящую вглубь веков. Население села состояло в приходе храма Иоанна Златоуста, находящегося в соседнем волостном селе Ивановское, так как своей церкви в Больших Мемях не было.

      Возведение храма для Больших Мемей стало возможным благодаря хлопотам нижнеуслонских судовладельцев Кондратия Федоровича и Ивана Кондратьевича Савина. Отец и сын Савины занимались благотворительностью в сфере православия. Так как иметь свою церковь у большемеминцев являлось делом высокой степени важным, то Савины и решили одну из своих нижнеуслонских церквей отдать селу Большие Меми. С помощью тех же купцов из Нижнего Услона разобранную церковь переправили по Волге в Теньки, а оттуда, на лошадях – в Большие Меми.          В 1891 году начались строительные работы. Средств на строительство не хватало. Тогда люди стали ходить по деревням, собирать деньги Божьей милостью. Деревянная церковь получилась очень красивой: в обрамлении зеленых тополей она была поистине центром и украшением села. Храм был средних размеров, с шатровым завершением и трехъярусной колокольней. На колокольне имелись окна-бойницы, увенчанные шатровым куполом. Своды храма были украшены росписью, орнаментом и резьбой по дереву.

     В 1892 году трехпрестольный храм Святого Благоверного князя Александра Невского, великомученика Дмитрия Солунского и равноапостольной Марии Магдалины освятил приехавший из Казани архиерей.

     Зазвенели колокола, собирая своих прихожан на праздничные службы. Нарядно одетый большемеминский народ шел неспешно в красавицу-церковь. Говорят, где звенит колокол, там бурлит жизнь. Да, жизнь забила ключом. К храму подъезжали свадебные тройки, здесь проходили крестные ходы, крестили младенцев, отпевали усопших.   В проведении службы батюшке помогал псаломщик, 2-3 певчие. Был также церковный староста, сторож, работала просвирня.

     Хочется отметить, что именно священники, с года основания церкви, помимо основной церковной службы вели большую общественную работу. Они систематически вели метрические книги, учили грамоте, чтению, письму, счету, преподавали закон Божий. Сельский батюшка всегда был одной из самых значимых и видных фигур в жизни русской деревни. На батюшке лежали не только обязанности пастырского руководства своих прихожан. Зачастую на него ложились все хозяйственные заботы. Деревенский священник вынужден почти все эти должности совмещать в своем лице. Недаром появилась поговорка: «Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю». Дом сельского священника, его размеры, обстановка, во многом зависела и от места расположения прихода, и от статуса его владельца.

     Дом нашего священника сохранился до сегодняшних дней. Это здание бывшего медпункта. Роль матушки была очень велика в жизни и деятельности священника. Именно от того, какою она была, зависела и атмосфера в доме, и во многом - облик самого батюшки. Хорошая матушка была «правой рукой», помощником пастырю.  

     Первым священником был Александр Охотин. Дьячком был Гаврилов Михаил. А старостой -Зеленов Илларион Михайлович. Звонарем и охранником был Зеленов Степан Осипович. Из Справочной книги Казанской Епархии за 1904 год мы узнаем, что последующим священником был назначен Василий Феодорович Лебедев, 27 лет.

     В 1909 году в сане протоиерея священником становится Попов Алексей Иванович. Жена священника, по фамилии Пенкина, супруга священника имела родственные связи с братьями Крестовниковыми. В 1855 московские фабриканты Крестовниковы организовали в Казани стеариново-свечной завод, ныне входящий в группу компаний «Нэфис». В 1931 году священник был репрессирован. Но церковь закрылась не сразу – некоторое время службы по праздникам проводил Ивановский дьяк, который остался не репрессированным. Дьяк умер от тифа.

      В 1939 году церковь закрыли, колокола сняли и увезли. Остался один только маленький колокольчик, который использовали в качестве пожарной тревоги. Сначала в храме организовали базу по ремонту тракторов, а затем сделали склад семян. В те времена церковь была в очень хорошем состоянии, даже иконы были на месте. Потом иконы и церковные книги разобрали по домам местные жители. В 1941-м году попадали купола на переплавку.

     В настоящее время церковь находится в аварийном состоянии, восстановлению не подлежит.

     Говоря о значимости Международного дня памятников и исторических мест, мы должны помнить, что бережное отношение и сохранение памятников – долг общества перед будущими поколениями. Без прошлого нет будущего - мы должны хранить память о своей истории, распространять знания о ней, чтить традиции.