Портал муниципальных образований Верхний Услон

Воспоминания о войне

75-летию Великой Победы

talantov

  Талантов Всеволод Васильевич - родился 7 августа 1929 года в селе Нижний Услон Верхнеуслонского района ТАССР. Заведовал кафедрой эндокринологии ИГМУ. Опубликовал более 250 научных статей. Член-корреспондент АН РТ, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РТ, заслуженный деятель науки РТ, Почетный член научного Общества эндокринологов России. Награждён медалями «За доблестный труд», « В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», «В память 1000-летия Казани».

                                                                 Воспоминания о годах войны

 Теплое безоблачное летнее утро 22 июня 1941 года. Я закончил четвертый класс школы №15 им. Песталоцци, что на улице Бутлерова между улицами Комлева (ныне Муштари) и Льва Толстого. Вся наша семья на даче - в селе Нижний Услон, где когда-то отец работал участковым врачом и где родился я. С балкона - прекрасный вид на голубую гладь волжских просторов, заволжские луга, сосновый бор. Вокруг дома - фруктовый сад, спускающийся обрывом к Волге. Вдали - села Боровое Матюшино, Отары, Победилово, город Казань с белоснежным Кремлем, соборами и мечетями... В саду сушится рыба, которую мы наловили накануне на заволжских озерах.

   Отец строит планы на день: сыновья - в лодку с бреднем, на рыбалку, дочери - в сад, навести порядок в ягоднике. Я сижу на балконе, ловлю волны на новеньком радиоприемнике и слушаю радиопередачи. Неожиданно передача прерывается экстренным сообщением: «Внимание... Говорит Москва, работают все радиостанции Советского Союза...

Передаем важное правительственное сообщение. От имени ЦК ВКПб и Советского правительства выступил с обращением к гражданам СССР В.М. Молотов, который сообщил о вероломном нападении на нашу Родину армии фашистской Германии.

    «Беда! Беда!» - прозвучал взволнованный голос отца, работавшего во время войны с Финляндией в военном госпитале, и знавшего какое горе несет война, позорящая имя и звание homosapiens - человека разумного. Планы нашего отдыха рухнули. Папа, старшие сестра и брат срочно вернулись в город, а мы, школьники, остались на даче с мамой.

 

3 июля 1941 года к народу обратился И.Сталин: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей Армии и Флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!»... В своей речи он призвал советский народ встать на защиту Отечества. «Родина-мать зовет!» - закончил он свое выступление. К июлю, тяжело вспоминать, были оккупированы Западная Белоруссия, Западная Украина, Литва, Латвия, Бессарабия, враг вышел к Одессе и продвинулся к Карелии. К осени фашистам удалось блокировать Ленинград и выйти к Москве. Уже в первые дни войны по радио звучала песня поэта В. Лебедева-Кумача и композитора А. Александрова, которая глубоко проникала в наши души и сердца, призывая на труд и подвиги во имя победы:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

   К началу учебного года вся наша семья вернулась в Казань. Мы жили тогда в двухэтажном деревянном доме на углу улиц Маяковского и Некрасова (когда-то дом принадлежал профессору Хомякову). Квартира была коммунальной, без ванны и горячей воды, но с кухней и другими удобствами, общими для 4-х семей. Мы занимали 3 комнаты на первом этаже. Наша семья состояла из 7 человек. Одну из трех комнат мы уступили семье из четырех человек академика И.В.Тананаева, эвакуированного из Москвы. В оставшиеся две комнаты к нам подселили двух рабочих авиационного завода, эвакуированного также из Москвы. Спали на нарах в два яруса. Я - на верхнем ярусе. В коммунальной кухне на керосинках, примусах готовили пищу. Впрочем, в военные годы керосин был дефицитом и его экономили, еду чаще готовили на таганке - треножнике из металлических прутьев, под которым разводился огонь. Ставился он в русской печке на кухне. Так как семей в коммуналке было много, а печка одна, приходилось соблюдать очередность.

   С напряжением ждали передач Совинформбюро, из которых с горечью узнавали, что в упорных боях наши войска вновь оставили прежние рубежи. Для того, чтобы следить за ходом боевых действий, в семье была вывешена подробная карта Европейской части СССР, на которой регулярно отмечали линию фронта. Каждый вечер соседи нашей большой коммунальной квартиры после рабочего дня заходили к нам, изучали движение флажков, обозначающих линию фронта, с горечью обсуждали между собой сообщения о захвате врагом известных городов или, опустив голову, стояли перед картой. Шел 1941 год. Немцы приближались к Москве. Тяжело вспоминать об этих сообщениях по радио... Так как радиоточки были не во всех квартирах, а радиоприемники в начале войны у населения были изъяты, то для лучшей информированности граждан о ходе военных событий на улицах были установлены репродукторы.

   Во время очередной передачи последних известий около репродукторов собирались большие толпы народа, прохожие останавливались, подходили ближе, чтобы лучше слышать, и молча стояли до конца сообщений. Обстановка усложнялась, В большей части школьных зданий были развернуты госпитали, поэтому занятия в школах шли в три смены во временных, порой малоприспособленных помещениях. Мы изучали военное дело, разбирали и собирали огнестрельное оружие, учились стрелять, бросать в цель учебные гранаты. Стали более востребованными и кружки художественной самодеятельности. Мы часто навещали раненых в госпиталях, где писали под диктовку письма родным и близким, читали стихи, пели песни военного времени. Помню, что особое впечатление производили на раненых проникновенные стихи Ольги Бергольц и Константина Симонова. Мой папа к этому времени работал в военном госпитале на улице Баумана, в здании гостиницы Казань, куда нас нередко приглашали с концертами. Раненые радовались нашим выступлениям, долго аплодировали нам. Нередко мы видели на их лицах и улыбки и слёзы. Вероятно, глядя на нас, они вспоминали свои семьи, детей и близких.

   Поскольку многие хлебные регионы страны оказались оккупированными были введены хлебные карточки. Полагалось - 800 грамм хлеба на работающего и 600 грамм на учащегося в день. На другие продукты также были введены продовольственные карточки. В связи с увеличением числа жителей города Казани, за счет эвакуированных, приходилось выстаивать длинные, порой многочасовые очереди за продуктами и особенно за хлебом. Помню, что в первый год войны мы с мамой неоднократно выезжали в близлежащие села для обмена наших вещей из домашнего обихода на продукты питания.

   Весной 1942 года отец получил участок земли 25 соток за станцией Ометьево около кирпичного завода. Благо, что все члены семьи были трудоспособными, поэтому в дополнение к пайкам по продуктовым и хлебным карточкам уже с лета мы имели свежие овощи.

    После капитуляции немецкой армии под Сталинградом и прорыва блокады Ленинграда наступил перелом в воине и на семейной карте флажки мы стали передвигать на запад. Запоминающимися победными верхами военных лет остались танковое сражение под Прохоровкой, Курская битва, освобождение Киева, разгром немецкой группы армии «Центр» с освобождением Белорусии, части Литвы и Латвии, вступление наших войск на территорию Польши, а затем победное шествие и освобождение территорий и государств, захваченных фашистской Германией. Одновременные успехи наших войск и войск союзников завершились долгожданным взятием Берлина и подписанием 8 мая 1945 года фашистской Германией акта о капитуляции.

   9 мая 1945 года после завершения огородных работ мы направились домой. Город трудно было узнать: ликующие толпы людей, радостные улыбки, объятия и крики: «Ура! Победа! Победа! Победа!». Окна домов были распахнуты, на подоконниках стояли патефоны, из них лилась музыка, тут же под окнами на тротуаре кружились в танце пары, весело кричали и прыгали дети. Мгновенно осознав причину всеобщей радости, мы, позабыв про усталость, жажду и желание поесть, бросились в объятия друг друга и вскоре присоединились к всеобщему ликованию. Вернувшись домой, мы первым делом включили радио и со слезами счастья на глазах выслушали сообщение о подписании акта о капитуляции Германии.

   С того времени 9 Мая является общенародным праздником, на котором мы вспоминаем тяжести военных лет и безграничную радость победы, чему я посвятил в 1983 году одно из своих стихотворении, адресованных старшему брату Алексею.

 Я помню бомбежку, войну и картошку.

Кусочки картошки мы ели с ладошки,

И хлебные крошки, их было немножко.

Мы ели с ладошки и Ира, и Нина, я, Коля, Алешка.

Бомбежка, картошка, моркошка, окрошка,

А летом - грибы и лесная дорожка.

Но минули годы, и в прошлом бомбежка.

Давно уж профессором стал брат Алёшка

Но трудности юности жалко немножко -

Забыть мы не можем те крошки картошки.

В честь этой картошки сегодня гулешка.

Ветчинка, икорка, индюшка, рыбешка...

Но мне положите на ложку картошку,

Что вырастил сам в огороде Алёшка.

Не надо оркестра, гитары, гармошки,

Пусть ветер свистит и поет нам в окошко.

Бокал поднимаю, волнуясь немножко,

За труд, за мозоли, за сердце Алёшки!

    Неизмеримая радость победы и гордость за нашу Великую Родину не могли не омрачаться мыслями о цене победы, гибели людей, разрушениях.

    Задумываясь о страданиях и горе, оценивая людские и материальные потери, которые несет человечество в связи с войной, хочу пожелать будущим поколениям направлять энергию, знания и бюджеты стран не на вооружение, а на развитие культуры, решение социальных задач, улучшение условий труда и качества жизни людей. И только тогда можно будет согласиться с именем, которым человек назвал себя «homosapiens» - человек разумный.

                                                Зав. Нижнеуслонской сельской библиотекой-филиалом №16

Н.В. Морозенкова.

     В статье использован материал КГМУ / К 70-летию Великой Победы / Талантов Всеволод Васильевич. Преподаватели и выпускники КГМИ, пережившие Великую Отечественную Войну

http://www.lvkgmu.ru/talantov.html